15.03.2016
Описание

Рынок частных грузоперевозок будет уничтожен, если физическим лицам запретят регистрировать на себя грузовики, считают дальнобойщики и эксперты. Ранее стало известно, что этот вопрос прорабатывается в МВД. Как заявляют сторонники запрета, только так можно снизить количество аварий, связанных с грузовыми перевозками. Сами же перевозчики уверены, что дело не в безопасности: просто власти и олигархи хотят окончательно подавить протестное движение дальнобойщиков и монополизировать рынок.

Контроль над частниками

О том, что МВД хочет запретить регистрацию грузовых автомобилей и автобусов на физлица, сообщил заместитель министра Дмитрий Миронов. По его словам, это делается для того, чтобы все перевозчики в России соблюдали требования по безопасности во время грузоперевозок.

Сейчас же требования по обеспечению безопасности перевозок к физическим лицам не такие высокие, как к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

– Чтобы выпустить в рейс грузовик, принадлежащий юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, необходимо обеспечить организацию предрейсового контроля транспортного средства и медицинского осмотра водителя, в грузовике должен быть установлен тахограф для контроля режима труда и отдыха водителя, должны иметься документы на перевозимый груз. Физлица не обязаны соблюдать все эти процедуры, а, значит, в рейсах с их транспортными средствами гораздо выше вероятность, что в пути грузовик сломается, а водитель заснет, – рассказала нам президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.

Избавиться от протестов

По мнению самих перевозчиков, разговоры о безопасности – для отвода глаз. На самом деле все это проворачивается в интересах отдельных структур.

По словам координатора дальнобойщиков Санкт-Петербурга Александра Расторгуева, власти таким способом раз и навсегда хотят разобраться с протестным движением, которое борется с системой ПЛАТОН. Проще всего это сделать, прижав к земле частных перевозчиков, потому что именно они участвуют в протестах.

– На акцию по отмене ПЛАТОНа в первую очередь выезжали частники, а организации сидели и молчали в тряпочку. Частники выходили, потому что понимали, что это полный отъем и уничтожение их бизнеса. Ответный удар власть решила сделать таким макаром, запретив частным перевозчикам использовать автобусы и грузовики. На мой взгляд, МВД в этой ситуации просто выступило рупором у Ротенберга. Видимо, получен хороший заказ на то, чтобы убрать частников и оставить только организации, потому что на организацию всегда легче давить (её в любой момент можно обанкротить или чем-нибудь испугать), чем на частника, – отметил Александр Расторгуев.

Один из организаторов протеста против ПЛАТОНа, экс-депутат петербургского ЗакСа Сергей Гуляев также считает, что к аварийности на дорогах эти меры не имеют никакого отношения. Рынок грузоперевозок – лакомый кусок, и кто-то его решил прибрать к рукам.

– Это шаг к монополизации рынка грузовых автоперевозок. И я подозреваю, что это не спонтанное решение МВД, а слегка законспирированное и пролоббированное действие, которое инициировали какие-то наши олигархи. Не исключаю, что за этим могут стоять Ротенберги, которые сегодня уже практически монополизировали мостостроение и дорожное строительство в России, судя по тому, что они являются королями госзаказа. Если раньше на дорожных стройках работало очень много дальнобойщиков – возили песок, гравий – то сегодня на этот рынок не пробраться, потому что компании, которые занимаются строительством дорог, набрали техники в лизинг и сами себя обслуживают, – рассказал организатор акций протеста.

«– Сегодня в России перевозится более 400 миллионов тонн грузов автотранспортом. Это огромный рынок, и у кого-то чешутся руки, чтобы подвести его под определенные структуры, – добавил Сергей Гуляев.»

О переделе рынка также говорит эксперт в сфере стратегической логистики Института МИРБИС Вячеслав Белобжецкий.

– На мой взгляд, под прикрытием благого намерения снизить аварийность на дорогах происходит прощупывание для очередного «завёртывания гаек», нацеленного на повышение контроля и передел рынка. Если мыслить такими категориями, то следующим этапом борьбы с пробками в Москве, – введение разрешений на покупку автомобиля, – отметил эксперт.

Тахографы от Ротенберга

По словам дальнобойщика Юрия Бубнова, доля частных перевозчиков, которые не зарегистрированы как ИП или юрлицо, и с которыми предлагают бороться в МВД, на российском рынке не велика, потому что таким перевозчикам заказчики не доверяют.

– Если вы являетесь грузовладельцем, вы доверите частному лицу, не зарегистрированному даже как ИП, перевозку дорогостоящих грузов, допустим, на 3-5 миллиона рублей? Скорее всего, нет, – отметил дальнобойщик.

По его мнению, основная цель всей этой затеи заключается в том, чтобы заставить частных перевозчиков, зарегистрированных как ИП, устанавливать тахографы. Сейчас индивидуальные предприниматели чаще всего регистрируют свои автомобили на физлица (на себя или на родственников), а не на ИП, чтобы сократить затраты. Физлица, согласно закону, имеют право не устанавливать такое оборудование.

– Я сам индивидуальный предприниматель, но машина у меня оформлена на жену как на физическое лицо: автомобиль я использую либо по доверенности, либо по договору аренды. Я не оформляю автомобиль на себя как на ИП, потому что мне это невыгодно: в этом случае штрафы будут идти как на организацию, а не как на частное лицо, страхование будет как у организации, а не физлица и так далее. Но при этом как перевозчик я являюсь ИП: плачу налоги, плачу все страховые взносы, плачу акцизы, то есть являюсь добропорядочным перевозчиком. Если предложения МВД будут приняты, мне придется перерегистрировать автомобиль на себя как на ИП, – рассказал наш собеседник.

«– Понятно, для чего это хотят сделать. На сегодняшний день приказ об оснащении тахографами грузовых автомобилей не распространяется на физические лица. Опять мы видим коррупционную составляющую, опять сверху хотят, чтобы фирма, понятно, кому принадлежащая, наварилась на установке тахографов и на их производстве. Все идет к тому, чтобы мелкий бизнес задавить, потому что тахографы стоят баснословных денег, – добавил Юрий Бубнов.»

Частники не лишние

Впрочем, и частники, которые не зарегистрированы как ИП, не являются чем-то уж совсем неприемлемым. Во-первых, они могут работать в рамках закона.

– Если ты купил машину, поставил её на учет, платишь транспортный налог и на этой машине выполняешь работы по договору подряда (к примеру, заключаешь с каким-то предприятием договор и три раза в неделю развозишь продукты по точкам), то это абсолютно законно, – пояснил организатор протестных акций Сергей Гуляев.

Во-вторых, в них тоже есть необходимость на рынке.

– Если предложение МВД будет реализовано, будет полный обвал на рынке перевозок. Коммерческие организации просто не справятся со всем объемом перевозок. Организации в основном работают на дальних расстояниях – возят между городами, а в городах, на подвозке со складов к большим магазинам и к торговым центрам, ездят в основном частники. Компаниям небольшие расстояния не очень интересны, им выгоднее отправлять свои машины куда-нибудь подальше, – рассказал координатор дальнобойщиков Петербурга Александр Расторгуев.

Ущемление прав

Перевозчики и эксперты считают, что меры, предложенные МВД, – это не только палка в колеса частных владельцев грузовиков, но и нарушение конституционных прав на частную собственность россиян в целом.

– Это покушение на базовые основы частной собственности. Человеку, владеющему грузовой машиной, запретят пользоваться собственным имуществом, для этого нужно будет создавать какую-то компанию и прочее, – подчеркнул экс-депутат Сергей Гуляев.

– Если я решил построить дом, и я покупаю грузовой автомобиль не для того, чтобы заниматься коммерческой деятельностью, а для того, чтобы перевозить свои стройматериалы - это тоже будет запрещено? Для меня лично это убийство частной собственности. Сначала обяжут грузовой автомобиль регистрировать на организацию, а затем - легковые автомобили, нежилые помещения, квартиры? Я как частное лицо, лицо, имеющее какие-то сбережения, имею право купить все, что я захочу. Теперь получается, что я не буду иметь права купить все, что захочу. Это нарушение моих конституционных прав, – отметил перевозчик Юрий Бубнов.

Запреты или квоты?

Экспертный центр «Движение без опасности», наоборот, поддерживает введение запрета, предложенного МВД. По словам президента центра Натальи Агре, «ситуация, когда человек покупает для собственных нужд грузовик, крайне редка», а вот аварии с частниками, осуществляющими коммерческие перевозки, случаются часто.

«– Конечно, речь не идет о маленьких грузовиках с небольшой мощностью, речь – о фурах. Если человек покупает для собственных нужд многотонный грузовик, то, скорее всего, он лукавит и планирует все же осуществлять коммерческую деятельность. И тогда должны быть соблюдены все необходимые требования безопасности дорожного движения, все-таки последствия от ДТП с фурой гораздо серьезнее и трагичнее, чем от ДТП с легковым автомобилем, – отметила эксперт.»

По данным центра «Движение без опасности», 70% аварий, связанных с грузовым транспортом, приходятся на грузовые автомобили, находящиеся в собственности физлиц. В 2015 году по вине водителей грузовиков, являющихся частниками, погибло 1200 человек, тогда как общее число жертв аварий с грузовиками, принадлежащим частникам и нечастникам, составило 1768 человек, сообщили в пресс-службе центра.

Стоить отметить, цифра в 70% немного спорная. Из самих же данных, представленных центром, следует, что частных перевозчиков на российском рынке в 1,5 раза больше, чем перевозчиков, являющихся юрлицами или ИП. Так, в 2015 году общий объем грузового автопарка в России составил 6229696 единиц транспорта, из них 3789228 были зарегистрированы на физлица, 2440468 – на юрлица и ИП. Если посчитать, то получится, что одна авария приходится на каждые три тысячи частников или на каждые четыре тысячи нечастников (ИП и юрлиц). Как видно, разница здесь не в 70%. Впрочем, все равно аварий с частниками больше.

В «Движении без опасности» уверены, что только запрет на регистрацию грузового транспорта на физлица поможет сократить число аварий, связанных с частными перевозками.

– Надо понимать, что требования, предъявляемые к юрлицам и ИП, придуманы не просто так, а для обеспечения безопасности перевозок. Контроль транспортного средства помогает избежать случаев, когда в рейс выходит технически неисправный грузовик, медосмотр водителя минимизирует риск того, что человек за рулем потеряет сознание или будет невнимателен в силу болезни, а контроль режимов труда и отдыха позволит избежать ситуации, когда водитель попросту засыпает за рулем, – резюмировала Наталья Агре.

Впрочем, есть и альтернативные предложения. К примеру, председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин видит решение этой проблемы в ведении квот на перевозки и ужесточении требований к грузоотправителям.

– На Западе ты можешь купить грузовой автомобиль, но, если ты не приобрел квоту на перевозку коммерческих грузов, то не имеешь права заниматься коммерческой деятельностью. И нам в эту сторону надо двигаться. А также необходимо переложить часть ответственности на заказчика услуг по перевозке. Если компания нанимает нелегального перевозчика, то она должна платить большие штрафы. Только когда сам заказчик начнет понимать, что перевозчик должен соблюдать режим труда и отдыха и содержать машину в соответствии с нормативами, можно будет обеспечить порядок и безопасность на дорогах, – подытожил эксперт.

Источник: ПРОВЭД.РФ