31.10.2016
Описание
На рынке грузоперевозок появляются аналоги Uber, которые позволяют осуществлять перевозки без посредников: заказчик напрямую находит исполнителя и наоборот. Уже несколько подобных сервисов заработали в Украине. Участники российского рынка говорят, что Россия к такому пока не готова.

Сэкономить на экспедиторе

Напомним, Uber в своё время навёл шороха на рынке такси. Это мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей появилось в 2009 году в Сан-Франциско и быстро завоевало рынок. Сейчас во всём мире через него совершается около миллиона поездок ежедневно.

Украинский онлайн-сервис A2B Direct запустили 20 октября текущего года. Работает он по аналогии с американским приложением – без посредников – только заказчик и исполнитель.

В данном случае – грузоотправитель и грузоперевозчик. При этом не только заказчик может найти исполнителя, но и, наоборот, исполнитель – заказчика. Грузоотправителям, зарегистрировавшихся в системе, дают доступ к базе владельцев транспорта, которые готовы приступить к работе в нужном регионе, а перевозчикам – доступ к базе грузов, которые ждут транспортировки.

Всё это позволяет сэкономить на наценках экспедиторских компаний, которые обычно занимаются поиском перевозчика, оформлением документов и контролем перевозки. По оценке A2B Direct, без услуг посредников можно сэкономить до 30% затрат на перевозку.

Чтобы экспедиторы не попали в систему под видом перевозчиков, регистрацию открыли только для владельцев и арендаторов грузовиков. При этом на автомобилях в обязательном порядке должны быть установлены GPS-трекеры. Заказчик получает госномер автотранспортного средства и может в онлайн-режиме отследить, кто и куда везёт его груз. Вести контроль за всем этим будет внутренняя система безопасности.

На данный момент в сервисе зарегистрировались 428 заказчиков и 374 перевозчика. За 11 дней работы через него перевезли уже более тысячи грузов, причём, не только по территории Украины. На карте перевозок – Польша, Россия, Азербайджан, Италия, Германия и Дания.

Идейным вдохновителем A2B Direct стал бывший министр транспорта Украины, бизнесмен и автогонщик Евгений Червоненко. Сама система была создана в Киеве.

– 37 лет назад я начал свою карьеру за рулем дальнобойного «МАЗа» и очень хорошо понимаю эту сферу. Я отлично знаю, как сложно дается украинскому грузоперевозчику каждая копейка. A2B Direct – это инновационный логистический «друг», который позволит обеспечить лучший сервис и сократить расходы на экспедиторов – кровопийц украинского и глобального рынков, – комментирует экс-министр транспорта.

Впрочем, пока что сервис работает в тестовом режиме, и им могут пользоваться только заказчики и перевозчики, зарегистрированные на территории Украины. Обещают, что в скором времени он будет доступен и для пользователей из других стран, в том числе из РФ.

– Сейчас идёт массовый поток регистрации на Украине. Безусловно, мы планируем расширять географию. Сначала, скорее всего, будет подключена Белоруссия, потом Россия и Казахстан. Или даже одновременно все эти страны. Дальше – другие страны Европы, – говорит Евгений Червоненко, при этом отмечает, что в принципе перевозчиков из других стран, в том числе российских, могут подключить к базе уже сегодня.

Как это работает?

В отличие от услуг такси, где просто платишь, и тебя везут, грузоперевозки – более сложный процесс. Во-первых, всё это требует документального оформления, во-вторых, необходима страховка, отслеживание груза и прочее.

В системе Uber в большинстве стран 80% оплаты переходят водителю и 20% перечисляются Uber. Украинский аналог работает немного иначе. Никаких процентов с выполненных заказов система не берёт. Однако предлагает платные услуги, которыми, по желанию, можно воспользоваться. К примеру, можно заказать экспедирование, документальное сопровождение и страхование.

– Это сама идеология платформы – привести заказчика к исполнителю. Дальше они договариваются напрямую, никакой процент нам не нужен. Если вы просите платформу сопровождать сделку и давать гарантии, за это будет браться какая-то символическая плата, – рассказывает Евгений Червоненко.

Сейчас регистрация на сервисе бесплатная, однако в прессе пишут, что с 2017 года могут ввести плату. За доступ к грузодержателям и трекинг, который позволяет отслеживать движение транспорта в онлайн-режиме 24 часа в сутки, тоже платить не нужно.

3_U.png

Стоит отметить, ещё до запуска A2B Direct, в начале года в Украине появился аналог Uber для грузоперевозчиков – онлайн-система Transportika. Здесь заказчики размещают заказ с указанием параметров грузов, а перевозчики, которые скачали себе это мобильное приложение, видят свободные заказы. В системе берут комиссию с перевозчика – за каждую выполненную и оплаченную перевозку. Следить за перемещением грузов также можно в онлайн-режиме.

Несмотря на различия, оба онлайн-сервиса выгодны как перевозчикам, так и владельцам грузов. Первые зарабатывают больше, поскольку работают без посредников-экспедиторов, вторые – тратят меньше, поскольку доставка товара, в конечном счёте, им обходится дешевле.

Будет ли такое в России?

К идее перенести подобный опыт в Россию председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин относится скептически. По его мнению, мы к таким новшествам пока не готовы. На рынке, где большинство грузоперевозок находятся в тени, это вряд ли нормально заработает и приживётся.

– Прививать какие-то интеллектуальные системы по поиску заказов без экспедиторов в России пока рановато. Рынок грузоперевозчиков у нас разношёрстный и разрозненный. Система, подобная Uber, не поможет нам сформировать рынок, где можно будет обойтись без экспедиторов. У нас 80% рынка сейчас находятся вне правового поля – выстраиваются серые схемы перевозок, уходят от уплаты налогов, в том числе НДС. А в подобных сервисах всё нужно вводить, поэтому в таком виде это не будет пользоваться популярностью в России. Прежде чем приходить к чему-то такому интеллектуальному, сначала надо хотя бы порядок в отрасли навести, чтобы был белый перевозчик, чтобы налоги платились, зарплаты платились и тому подобное, – объясняет председатель совета НП «Грузавтотранс».

Владимир Матягин говорит, что похожая площадка – с базами данных перевозчиков и заказчиков перевозок – в России уже есть, называется «Электронная биржа грузоперевозок».

– Люди даже административный ресурс имели, вложили в развитие системы около сотни миллионов – и не пошло, – говорит председатель совета НП «Грузавтотранс».

Впрочем, на сайте биржи написано, что в ней зарегистрировано свыше 2,5 тысячи пользователей. Но в отличие от украинского сервиса здесь заказы принимают и экспедиторские компании. Также в России есть похожий бесплатный сервис WelShip, где можно разместить заказ и найти частного водителя или транспортную компанию для перевозки, он пока только развивается.

Дорогой посредник

Владимир Матягин признаёт, что затраты на услуги экспедиторов – существенные. Это дешевле, чем работать с крупной транспортной компанией, имеющей свой парк машин, но дороже, чем работать с небольшими перевозчиками напрямую.

– Допустим, компании нужно перевезти из Москвы в Санкт-Петербург какой-то груз. Она готова заплатить 50 тысяч рублей, хотя цена вопроса, к примеру, 30 тысяч рублей. Экспедитор, имея контакты с тысячами перевозчиками, ищет перевозчика за 35 тысяч рублей и 15 тысяч рублей маржи кладёт себе в карман, имея, грубо говоря, только компьютер, стол и стул. Иногда наценки доходят даже до 100% со сделки – в зависимости от расстояния, – рассказывает он.

Оценивать успехи украинского аналога Uber в решении проблемы с экспедиторами, по мнению Владимира Матягина, пока рано.

– Когда сервис проработает определённое время, тогда можно будет дать какую-то оценку, – отмечает он.

Андрей Бажутин, председатель общественного движения «Объединение перевозчиков России» (ОПР), также говорит о том, что к «грузовому» Uber наш рынок пока не готов.

– Подобная система, может, и нужна в России, но сегодня многие перевозчики об этой проблеме даже и не думают, потому что экономическая ситуация завела нас в такой тупик, что мы не можем даже парк обновить. Нас со всех сторон давят административными государственными ресурсами, в том числе и «Платоном», – объясняет он.

Представитель ОПР также опасается, что эту систему могут монополизировать крупные перевозчики, а мелкие опять останутся с носом.

– Поскольку перевозчики у нас разрозненные, ввести такую систему будет крайне сложно. Может создаться монополия: крупные предприятия, у кого парк до ста машин, быстро во всё это вольются, а мелкие перевозчики, имеющие от 1 до 10 машин, не успеют адаптироваться к этому и просто-напросто вылетят с рынка. Это то же самое, что сейчас делает система «Платон», – поясняет он.

– Вообще по-хорошему такая система нужна России, но не сегодня: сначала нужно решить много других проблем, – заключает Андрей Бажутин.

Источник: ПРОВЭД.РФ