28.03.2015
Описание

В будущем скорость пересечения грузовиками российско-финской границы может составить несколько минут, а участники ВЭД в ЕАЭС смогут подавать таможенную декларацию в той стране, в которой захотят. О том, как хорошо будет жить бизнесу в ЕАЭС, ПРОВЭДу рассказал Владимир Гошин, Министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК.

В Санкт-Петербурге прошел VI форум Ассоциации европейского бизнеса «Северное измерение», в рамках которого много тем было отведено совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС и перспективам развития союза.

По словам Владимира Гошина, таможенное регулирование в ЕАЭС должно быть наднациональным. «Ни в одной из стран союза не должно быть особенностей в данной области. Это моя принципиальная позиция, и прошедшие пять лет показали, что как только мы даем возможность национальным администрациям вводить свои особые условия, мы тут же натыкаемся на ряд серьезных противоречий и между таможенными органами, и между странами», - отметил он.

В ЕАЭС продолжается работа над созданием механизма «Единого окна». По словам Владимира Гошина, этот процесс невозможен без совместных действий всех органов, работающих с участниками ВЭД. «Мы с 2012 года занялись усовершенствованием таможенного администрирования, но очень быстро поняли, что сколько мы бы не совершенствовали таможенное дело, если мы не коснемся наших смежных отраслей, которые работают вместе с нами на границе или тем или иным образом занимаются контролем ВЭД, то серьезного прогресса не будет. Здесь нужен комплексный подход», - отметил он. В вопросах реализации механизма «Единого окна» сейчас дальше всех продвинулся Казахстан. «Белоруссия и Россия, к сожалению, отстают, Армения находится где-то посередине между Казахстаном и Россией», - рассказал эксперт.

Принцип отмены резидентства

На сегодняшний день в Таможенном кодексе сказано, что хозяйствующий субъект подает таможенную декларацию своим таможенным органам, то есть в той стране, где он зарегистрирован. Для участников ВЭД это не всегда удобно, поэтому ЕЭК работает над устранением принципа резидентства. «При подготовке договора о ЕАЭС создан перечень ограничений и барьеров, которые мешают свободному движению товаров. В этом перечне принцип резидентства стоит как препятствие под номером один. Мы постарались объяснить правительствам стран ЕАЭС, что для того, чтобы отменить принцип резидентства и разрешить подавать участникам ВЭД декларации в любой стране союза, мало исключить 368 статью Таможенного кодекса, нужно проделать очень большой объем работ по изменению валютного, налогового, административного, банковского и ряда других законодательств. Это целый пласт работ, но ничего не исполнимого нет. При наличии желания все это можно сделать», - пояснил Владимир Гошин.

Казалось бы, идея отмены принципа резидентства должна быть поддержана всеми странами, но здесь возникли нестыковки. «Мы предполагали, что с первого полугодия 2015 года мы начнем активно заниматься отменой принципа резидентства и подталкивать страны к этому, но на прошедшем в феврале совещании заместителей премьер-министров стран ЕАЭС решение принято не было. Мы даже не ожидали, что данное введение встретит определенное замешательство. Стороны пока взяли время на раздумье и перенесли принятие решения на уровень премьер-министров. Ближайшая встреча премьеров запланирована на 29 мая. Мы готовимся обсудить там этот вопрос»», - отметил он.

Пройти границу за несколько минут

Среди долгосрочных проектов, над которыми работает ЕЭК, Владимир Гошин назвал совершенствование правового статуса уполномоченного экономического оператора. «Мы попытаемся сделать те же условия, которые есть в Евросоюзе и других странах для того, чтобы впоследствии выходить на соглашение по взаимному признанию уполномоченных экономических операторов», - рассказал представитель ЕЭК.

Владимир Гошин также сообщил, что существует идея создания трансконтинентальной системы таможенного транзита. «На сегодняшний день на финско-российской границе, в пункте Торфяновка-Ваалимаа не все грузовики, которые двигаются в сторону Евросоюза из ЕАЭС или наоборот, подвергаются операциям таможенного контроля в виде просвечивания рентгеном или разгрузки товара. Таких грузовиков не более десяти из ста, а по факту около семи машин. Однако все 100% обязаны заполнить транзитные документы. Идея состоит в том, что если этот документ будет оформляться не на границе, а, например, непосредственно в Хельсинки или иной стране Евросоюза, то получится, что фура прибывает на границу, водитель тратит десять минут на паспортный контроль, семь грузовиков из ста уходит на таможенный контроль, а девяносто три сразу уезжают», - пояснил Владимир Гошин.

По словам представителя ЕЭК, трансконтинентальная система таможенного транзита сократит время прохождения границы до минут, увеличится пропускная способность пунктов пропуска минимум в шесть раз и отпадает необходимость строительства новых пунктов пропуска. «Чтобы это было реализовано, мы готовим предложения по совершенствованию транзитной системы, делаем ее совместимой с европейской и затем будем выходить с предложением к Еврокомиссии. Мы очень заинтересованы в нормализации отношений России и Евросоюза, чтобы эти проекты могли быть реализованы», - резюмировал Владимир Гошин.

Источник: ПРОВЭД.РФ