02.11.2015
Описание

Евразийская экономическая комиссия подготовила проект изменений в Договор о ЕАЭС в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Страны планируют прийти к единому мнению относительно параллельного импорта и принципа исчерпания исключительных прав на товарный знак и, судя по всему, мнение это будет не в пользу параллельных импортёров. Напомним, что в России сейчас согласно гражданскому законодательству действует национальный принцип исчерпания исключительных прав правообладателей.

Кажется, многолетние трения, дискуссии, битвы сторонников и противников параллельного импорта скоро будут неактуальны, равно как обсуждения полумер в виде разрешения параллельного импорта в отношении отдельных категорий товаров, которые не так давно обсуждали и в Правительстве РФ. Проекты документов ЕЭК, которые оказались в распоряжении ПРОВЭД, ещё даже не будучи опубликованными, вызвали ожесточённую критику со стороны защитников параллельного импорта.

«ЕЭК стоило бы переименовать в Евразийскую паразитическую комиссию, ибо более чудовищной подмены рыночных отношений чиновничьей коррупциогенной вознёй придумать просто невозможно.  Про то, что параллельный импорт вызывается ещё и ассортиментной и качественной дискриминацией, «псевдоэкономическая комиссия» вообще позабыла. Однако с переименованием стоит подождать – есть-таки надежда на то, что с уходом Христенко ЕЭК начнет выстраивать хоть что-то еще, кроме торговых барьеров и поддержки неэффективных местных отверточных сборок, которым разрешили завышать цены всего лишь на 49% относительно мировых», – прокомментировал инициативу ЕЭК Советник ФАС Анатолий Семёнов.

Согласно новому проекту протокола, подготовленному ЕЭК, Евразийский межправительственный совет будет вправе в отношении отдельных видов товаров устанавливать исключения из применения принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, но лишь в особых случаях. Такими хотят признать: отсутствие товаров на внутреннем рынке ЕАЭС, доступность товаров в недостаточном количестве или по завышенным ценам, а также государственные интересы государств-членов. Общий срок, на который такие исключения могут вводиться, ограничен тремя годами с возможностью продления на тот же период времени. При этом Армения планирует сделать оговорку и вводить на территории своей страны такие изъятия бессрочно, Казахстан – установить срок пять лет без возможности продления, а Кыргызская Республика хочет установить для себя такой же срок, но с возможностью его продления каждый раз снова на пять лет.

Помимо протокола, ЕЭК также разработала Порядок установления, продления срока действия и досрочного прекращения действия исключений из применения регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак. Так, порядок предусматривает, что для установления исключений уполномоченный орган должен направить в ЕЭК обращение о необходимости их введения. И всё бы ничего, но сведения, которые согласно порядку требуются при этом от уполномоченного органа, напоминают скорее диссертационное исследование: тут не только описание товаров, в отношении которых предлагается установить исключения, но и подробнейший анализ рынка товаров,  сравнительный анализ розничных цен, оценка факторов, влияющих на объёмы и динамику импорта, сведения о влиянии действий правообладателей на формирование цен на товары, данные о результатах консультаций с правообладателями, обоснование периода времени, прогноз состояния рынка и уровня цен. А кроме перечня предусмотрены ещё некие «иные документы и сведения, которые имеют значение для принятия ЕЭК решения по обращению уполномоченного органа», например, финансово-экономические расчёты, отражающие социально-экономическую эффективность введения исключений. Нетрудно предположить, насколько сложной и забюрократизированной будет процедура введения подобных разовых исключений в региональный принцип исчерпания прав.

И хотя эксперты не питают особых надежд на то, что документы останутся неутверждёнными, окончательное решение по ним ещё не принято: соответствующее заседание рабочей группы ЕЭК пройдёт 12 ноября 2015 года в Астане.

Источник: ПРОВЭД.РФ