28.07.2015
Описание

Подведены итоги работы экспертной группы по подготовке таможенного кодекса ЕАЭС, проходившей с 14 по 24 июля. На обсуждение экспертов уже поступили к началу работы группы поправки, прошедшие внутригосударственное согласование в Республике Казахстан и в Российской Федерации, белорусские поправки были представлены ранее. Протокол заседания рабочей группы и таблицы разногласий прилагаются

Неожиданно было встречено экспертами наших соседей поправка, предложенная Российской Федерацией относительно разделения ответственности между таможенным органом и предпринимателем в случае возникновения сбоев в работе информационных систем таможенных органов. Наши партнеры по ЕАЭС на уровне экспертов отказались закрепить за своими государственными органами ответственность за информационные сбои, поправка отправилась на уровень рабочей группы.

Проектом кодекса (ст.81) в случае сбоя в информационных системах предусмотрена возможность регистрации декларации в письменном виде, но начало срока выпуска товаров установлено только от момента восстановления работы информационных систем. Более того, если представленный вместе с письменной декларацией ее электронный вид по какой-то причине «не читается» таможенным компьютером (не соответствует установленным структуре и форматам), таможенный орган отказывает в выпуске по такой декларации.

Российская Федерация предложила считать срок выпуска от даты регистрации декларации, а если дискета вдруг не читается, то оставить за таможенным органом право указать на несоответствие требованиям системы и запросить другую, но в выпуске не отказывать. Мотивировка была предельно проста – при электронном декларировании декларация в электронном виде не пройдет автоматизированный шлюз, не подгрузится в таможенную систему и объективно по техническим причинам вернется. А вот в случае, когда декларирование происходит «старым дедовским способом» дискетка может не читаться по разным причинам, например из-за неисправности дисковода (usb разъема) или отсутствия настроения у инспектора с ней возиться. В таком случае отказ в выпуске получить будет легко, но доказать, что все на самом деле соответствовало, практически невозможно.

Со сроками выпуска аргументы были похожими – декларант рассчитывает на выпуск в сроки, установленные законом. Увеличение сроков из-за сбоя в информационной системе неминуемо приведет к издержкам, но для разных предпринимателей эти издержки будут носит разный характер чувствительности. Уверена, что мало кто в наше время тотальной информатизации найдет в себе силы «вспомнить все» и подать комплект в бумаге. В таком случае, Российская Федерация посчитала, что предприниматель имеет право требовать выпуска в установленный срок, а, если выпуск будет задержан, то взыскать возникшие по вине простоя издержки.

Такой подход, по мнению российских предпринимателей, четко ставит границу ответственности между предпринимателем и государством по своим обязательствам. Например, неисполненные предпринимателем в срок налоговые обязательства наказываются начислением пеней и штрафов вне зависимости от того какие у предпринимателя были сбои в его системах, с другой стороны, за сбой в системах государственных органов ответственность в виде компенсации издержек должно нести государство.

Мы были очень удивлены, что никто из экспертов государств-участников не поддержал эти российские поправки, в основном мотивируя тем, что до запуска электронных систем невозможно будет проверить - поступили ли на таможню деньги по представленным платежкам, и есть ли риски, которые необходимо минимизировать при помощи проверочных мероприятий. Бумажные декларации обречены на отказ в выпуске без работы информационных систем, заявили нам в один голос все эксперты. Если мы ставим должностное лицо перед необходимостью выпуска в срок или немотивированной задержки, то он выберет законный отказ за отсутствие платежей. И даже мотивированный на поддержку предпринимателей Казахстан, где, по их собственному признанию из-за сбоя в информационных системах три дня «стояла» граница, выступил против российской поправки.

Наше сообщение о том, что, если инспектор хочет отказать в выпуске, он откажет и с исправной информационной системой, не нашло понимания в экспертном сообществе. По общему мнению экспертов других государств-членов ЕАЭС, информационный сбой системы таможенных органов – это общая беда, а вечное противостояние бизнеса и таможни - это проблема сугубо Российской Федерации, которую нужно решать на национальном уровне.

Источник: TKS.RU