04.02.2015
Описание

2015_02_04_1.jpg

По мнению Вячеслава Гайзера, главы республики Коми, сейчас в России идет не кризис, а просто началась жизнь в новых реалиях. Для некоторых масштабных проектов сложившаяся экономическая обстановка может стать отличным шансом для запуска. Не исключено, что именно сейчас приступят к строительству сквозного железнодорожного сообщения по маршруту Архангельск - Сыктывкар - Соликамск (Пермь), которое, по задумке, существенно упростит жизнь участникам ВЭД.

Белкомур должен соединить промышленный Урал с северными территориями и морскими портами Мурманска и Архангельска. Эта железная дорога задумывалась как альтернатива транспортному соединению Урала с портами Баренцева и Белого морей. Напомним, что Белкомур должен иметь общую протяженность около 1 тыс. 161 км и сократить грузовой транспортный путь от Транссиба (Урала) до портов Северо-Запада на 800 км. Согласно подсчетам, этот проект уменьшит стоимость железнодорожной перевозки грузов, что поможет снизить затраты участников ВЭД и привлечет инвестиции в регионы. Как сообщил Вячеслав Гайзер, про этот железнодорожный путь никто забывать не собирается даже в экономический кризис. «Что касается Белкомура, то у нас получается бег за своим хвостом. У меня нет никаких сомнений в том, что именно в сегодняшних условиях этот проект приобретает особую значимость. Потому что когда мы говорим о том, что нужно делать все возможное, чтобы дать дополнительный толчок экономике нашей страны, чтобы все завертелось, о проекте Белкомур я всегда говорю, что его важность именно в том, что как минимум в четырех субъектах Российской Федерации появится дополнительная возможность раскрыть экономический потенциал и запустить множество проектов. При том курсе рубля мы оценивали отдачу почти в триллион рублей», - сообщил он.

Проект Белкомур пытались реализовать уже давно, но его постоянно преследуют различные неудачи. Вячеслав Гайзер не без иронии рассказал о пути, пройденном Белкомуром. «Другой вопрос, что мы все время упираемся в то, что без федерального участия это реализовать невозможно, поэтому все наши варианты проработки этого проекта основывались на тех возможностях, которые у нас есть вместе с федеральным бюджетом и частными инвесторами. Отработали с Инвестиционным фондом РФ – наступил кризис 2008 года. Сообщили, что Инвестиционный фонд закрыт. Мы сказали, что найдем другой вариант: отработаем по модели концессии. По концессионной модели пусть не сразу, но необходимо финансирование части расходов со стороны федерального бюджета начиная с 2020 года. Зная Министерство финансов не понаслышке, сегодня любое прямое финансирование из составной федерального бюджета отвергают. У нас был третий вариант. Мы отработали с Фондом национального благосостояния и российским Фондом прямых инвестиций. Этот вариант подошел, инвесторы подтвердили заинтересованность, но федеральный центр принял решение о строительстве моста на Крымский полуостров за счет этих средств стоимостью 350 миллиардов рублей. Опять завис этот вопрос», - сообщил ПРОВЭДу глава республики Коми.

Белкомур должен стать магистралью, на которой большая часть грузопотока придется на уголь. Также перевозить будут химические и минеральные удобрения, нефтепродукты и лесные грузы. Помимо этого, по данной дороге будут переправлять экспортные грузы из Северной Европы в Россию и транзитом в страны Юго-Восточной Азии. В технико-экономических параметрах проектируемой железнодорожной магистрали указывается, что грузонапряженность составит до 35 млн. ткм\км. По объему грузоперевозок предусмотрены два варианта: «базовый» - до 36 млн. т\год и «умеренно-оптимистичный» - до 42-45 млн. т\год.

Вячеслав Гайзер видит в этом проекте серьезный экономический эффект и заявляет о необходимости его реализации. «Сегодня мы вместе с нашими партнерами, имеются ввиду наши соседи – субъекты Российской Федерации и возможные интересанты из иностранных финансовых институтов, строителей, которые готовы браться за этот проект – готовы к реализации Белкомура. Но поскольку, все равно, окончательно все зависит от решения правительства Российской Федерации и его участия в этом проекте, к сожалению, мы все время будем в подвешенном состоянии в начале реализации Белкомура. Но мы не меняем нисколько себе задачу, мы все равно с маниакальным упорством будем «пробивать» его, потому что эффективность Белкомура настолько очевидна для всех участников экономического процесса, что я считаю преступлением останавливать работу над этим проектом», - резюмировал он.

Быть может, этот экономический кризис не нарушит планы создателей Белкомура и проект, все-таки, увидит свет. Однако в условиях оптимизации бюджета и оттока иностранных инвестиций из России перспективы Белкомура остаются весьма туманными.

Источник: ПРОВЭД.РФ