19.03.2015
Описание

Проблем у российских логистических компаний много – это и падение грузооборота после санкций и девальвации рубля, и подорожание ОСАГО, и обременяющие законы в области транспорта. Но, пожалуй, самая большая головная боль Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) – российская таможня. А потому добрую часть времени на региональной конференции АСМАП по Северо-Западу заняло обсуждение её действий и препятствий, которые чинятся на границе.

Одной из ключевых тем, конечно, стала проблема с транзитными книжками МДП, которые по идее должны работать по всей России, а по факту работают только на постах Мурманской, Карельской и Выборгской таможен. На последней, кроме того, проехать через МАПП Торфяновка-Ваалимаа только по книжке МДП, без дополнительных гарантий, невозможно.

− ФТС пытается искусственно выдавить книжки МДП и АСМАП из России, − заявил Дмитрий Кадомский, заместитель генерального директора ОАО «Совавто-С.Петербург», говоря о появившемся в марте списке из 44 российских компаний, которые отныне не допускаются к процедуре МДП из-за нарушения положений Конвенции МДП 1975 года.

− Когда в декабре на МАПП Торфяновка на какое-то время возобновилась процедура оформления транзита по МДП, мы погнали на пункт 7 машин. Но выскочили риски, в итоге две машины простояли на таможне 2 дня, другие две – 24 дня! – рассказал о сложившейся декабрьской ситуации Кадомский.

Поручения президента об обеспечении действия Конвенции МДП 1975 года по всей России, которые должны решить проблему с применением книжки МДП раз и навсегда, были опубликованы 25 февраля. Однако ситуация в пунктах пропуска не изменилась.

− Де-юре, господин Бельянинов (руководитель ФТС – прим. ред.) говорит: я никаких мер не принимаю − я же никаких распоряжений на границу не давал, книжки МДП работают. Но де-факто в СЗТУ, в частности на пункте пропуска Торфяновка, книжка МДП внесена как профиль риска в СУР. Это знают все. Как только предъявляется книжка МДП, начинается та экзекуция – по-другому не назовешь, − о которой говорил господин Кадомский. Некоторые сдаются, оформляют новую гарантию уже через «Арсенал» (работающий под лобби ФТС – прим. ред.), а тех, кто стоит на своем, гоняют на проверку кругами. Вы только вдумайтесь: по книжке МДП можно проехать всю Европу, но на российской границе перевозчик просит закрыть ему карнет и дать новую гарантию! Это как купить билет на трамвай и автобус, проехать на трамвае и решить: нет, не хочу на автобусе, поеду на троллейбусе, − попытался объяснить абсурдность ситуации генеральный директор АСМАП Андрей Курушин, обращаясь к присутствующему тут же начальнику отдела контроля за таможенным транзитом СЗТУ Михаилу Серебренникову.

− Надо ехать на Торфяновку с книжкой МДП. Пускай её закроют. Это поможет набрать нам статистику и добиться своего, − подытожил Курушин, обратившись к перевозчикам.

Из 44 компаний, попавших в «список на отчисление» за наличие серьезных или многократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства, 14 работают в Северо-Западном регионе.

− Наша компания попала в список, потому что у нас нашли 3 дела о нарушении таможенных правил. Но знаете, каков характер нарушений? Везли секонд-хэнд и не могли определить, относятся женские ремни и сумки к этой категории или нет, − рассказал Владимир Мокров, генеральный директор ЗАО «Картранссервис». – Тут либо дело в том, что мы не работаем с «Арсеналом», либо в поручениях президента, потому что список появился сразу после них. Таможня и дальше будет нас вот так выдавливать?

− В «черный список» внесены и те компании, которые несколько месяцев назад были включены ФТС в эксперимент как добропорядочные перевозчики, использующие МДП. Никакого здравого смысла и логики в действиях таможни нет, − отметил Андрей Курушин.

− Вы спрашивали, какие критерии для внесения в «черный список»? Никаких, − указал президент АСМАП и глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Вместе с тем он принес пару хороших новостей для перевозчиков:

− Минфин признал, что никаких долгов, в которые АСМАП тыкали несколько лет, нет! Еще одно, что я вам хочу сказать по секрету, − в ноябре налога на использование федеральных трасс 12-тонниками не появится. Там есть некоторые причины.

После того, как слово взял представитель таможни и предложил «писать письма», атмосфера в зале накалилась.

− В список были включены те компании, у которых есть серьезные нарушения правил или многократные, т.е. три и больше, − попытался объяснить критерии Михаил Серебренников. − Вы говорите о том, что 100% машин проверяется, 100% загоняется на инспекционно-досмотровый комплекс. Но это невозможно технически. Граница бы встала.

− Так она и стоит! – раздались из зала возгласы.

− Вы на границе-то были? – спросил кто-то.

− Я бываю на границе часто, − заверил Серебренников.

− В субботу машины держали целый день! – возмутился один из присутствующих под недовольный гул других. После чего руководителям АСМАП пришлось призывать зал к тишине и взаимоуважению. Успокоились перевозчики не сразу.

− Можно вопрос? Компания «МВ-авто», Великий Новгород. У нас было два нарушения. Третье – не наше, а созвучной фирмы из Калининграда – «МК-авто». В итоге за два нарушения нас включили в список. Как вы это объясните?

− Да, действительно, вам приписали нарушение калининградской фирмы. Но в отношении вашей компании третье дело находится на рассмотрении, − отпарировал Серебренников. Такой ответ, конечно, не устроил ни представителя «МВ-авто», ни других участников конференции, ведь исход третьего дела еще не решен. Согласных со включением их компании в «расстрельный список», конечно, не было.

− Подавайте в суд, − предложил Серебренников. Ничего другого перевозчикам, в общем-то, не остается, поскольку иного пути к возвращению доступа к процедуре МДП у них нет. По окончании конференции на Серебренникова, предложившего подойти к нему лично, набросились перевозчики. Правда, не с кулаками, а с вопросами.

− Правительство направило в ФТС поручения президента, но они игнорируются, − рассказал ПРОВЭД президент АСМАП Москвичев. − Мы ждем 25 марта, это будет ровно месяц с выхода поручений. Если ничего не изменится, мы снова пойдем к президенту на прием с отчетом о ходе исполнения этих указаний, думаю, он не поблагодарит Бельянинова. В свою очередь мы сейчас организуем парламентский контроль, выйдем на Торфяновку и посмотрим, как работают книжки МДП. Всё встанет на свои места. Что до списка ФТС – будем судиться.

Источник: ПРОВЭД.РФ