07.03.2014
Описание

Смольный заявил о планах к 2015-2016 гг. увеличить объемы несырьевого экспорта Петербурга на 20%. Средством в достижении этой замечательной цели станут, в основном, меры по упрощению импорта. Местные производители используют импортные составляющие в производстве экспортируемых товаров. Помимо устранения для них таможенных формальностей чиновники предлагают сократить доходы терминалов морских портов, которые устанавливают «монопольно высокие цены». Стивидорные компании тем не менее предложения поддерживают, хотя в рост экспорта не верят.

Правительство Петербурга в ближайшие год-два намерено увеличить объемы несырьевого экспорта Петербурга на 20%. Смольный хочет присоединиться к федеральной программе по совершенствованию таможенного администрирования и поддержке экспорта, план которой был утвержден в 2012 году. Большинство предложений, которые инициирует Смольный, касаются упрощения таможенных процедур, сопровождающих импорт. Петербургские экспортеры, по словам членов правительственной рабочей группы, в большой степени используют импортные составляющие для производства экспортируемых товаров.

Сейчас импортируемые и транзитные контейнерные грузы подлежат осмотру с помощью сканирующих устройств — инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), и стивидорные компании берут с заказчиков по $200-250 за каждый контейнер для его подвоза, погрузки на ИДК и возвращения в порт. Эту процедуру предлагается перенести на момент, когда машина заказчика забирает товар из порта, в этом случае она станет бесплатной и услуга стивидорной компании уже не потребуется.

Предлагается также расширить перечень товаров, которые сможет досматривать одна и та же таможенная структура. Скажем, автомобили, снегоходы, квадроциклы, сигареты, алкоголь (в том числе пиво), автомасла и драгметаллы имеет право оформлять только Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни. Во многих остальных случаях товары проверяют сотрудники обычной, непрофильной таможни. В связи с этим петербургским предпринимателям приходится развозить свои товары по разным таможенным подразделениям, что влечет дополнительные расходы и требует времени.

Также предлагается сократить до 6 часов срок таможенного контроля товаров, ввозимых самолетами, автотранспортом и железной дорогой, при условии подачи таможенной декларации не позднее чем за сутки до прибытия товара.

Отдельные предложения особенно затронут интересы стивидорных компаний. Во-первых, рабочая группа, возглавляемая главой комитета по развитию предпринимательства Эльгизом Качаевым, намерена обратиться в Федеральную службу по тарифам с идеей обязать их «представить на публичное обозрение тарифы на услуги по перевалке в порту». В Смольном посчитали, что работники портов устанавливают «монопольно высокие цены».

Воплощение этих предложений к 2015-2016 гг. должно снизить расходы экспортеров на ввоз импортных товаров и в итоге позволит им производить и продавать за границу больше, чем сейчас. Между тем в последнее время в Петербурге наблюдается снижение объемов экспорта. В 2013 году, по данным Петростата, экспорт сократился на 7,4% в сравнении с предыдущим годом и составил в денежном выражении $19,1 млрд (импорт сократился на 2,9% и составил $34,9 млрд).

Плюс ко всему удручающая макроэкономическая ситуация, которую наблюдают предприниматели в последнее время, никак не способствует сокращению расходов — падающий рубль повышает цены на импортные товары. И хотя в данном конкретном случае эти товары затем преобразовываются в экспортные, объемы ввоза товаров почти вдвое больше, чем вывоза, так что вряд ли заграничная торговля покроет растущие расходы в России, говорят экономисты. Таким образом, предпосылок для роста экспорта нет. Наоборот, все говорит в пользу его снижения.

Представители стивидорных компаний, к которым обратилась «Фонтанка», оказались не в курсе смольнинских предложений. Отчасти это объясняется тем, что в рабочую группу, как признался один из ее членов, ни один из представителей стивидорных компаний не входит.

Другой вопрос, что, говоря о «монопольных ценах», чиновники не называют конкретных монопольщиков. Возможно, они имеют в виду Национальную контейнерную компанию (куда входит Первый контейнерный терминал, Усть-Лужский контейнерный терминал и «Логистика-терминал»), «Петролеспорт» и «Моби дик» — все они контролируются компанией Global Ports. Среди по крайней мере контейнерных терминалов ей может составить конкуренцию лишь Контейнерный терминал Санкт-Петербурга Владимира Лисина, «Нева-металл» («Северсталь»), «Русмарин-форвардинг» и ряд небольших терминалов. Не считая мощного порта Бронка Дмитрия Михальченко, который пока не построен.

В одной из крупных стивидорных компаний сообщили «Фонтанке», что хотя и не знакомы с предложениями, понимают контекст, в котором они появились. По их словам, Смольный к этому подтолкнула всероссийская тенденция совершенствования таможенного законодательства, знамя которой развернули после вступления России в ВТО.

«Безусловно, предлагаемые меры урегулируют отношения между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности, снимут излишние формальности и будут способствовать облегчению работы экспортеров и импортеров», — сообщили там. Однако в том, что упрощение бюрократических процедур приведет к росту экспорта, у стивидоров большие сомнения.

В товарной структуре экспорта Петербурга, по данным Северо-Западного таможенного управления, большую часть занимают минеральные продукты и удобрения (65%), которые возят как навалом, так и в контейнерах, на втором месте — машины, оборудование, транспортные средства (11%), затем черные и цветные металлы и изделия из них (8%). В основном все эти товары мы производим для Нидерландов, Финляндии, Чехии, а среди стран СНГ — Украины и Узбекистана.

Источник: tks.ru