19.09.2014
Описание

По данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) на июль 2014 года в России действует порядка 8,5 млн компаний и индивидуальных предпринимателей. По оценкам экспертов из МСП банка, экспортерами является менее 1 % из них. Почему так мало? Одна из причин – отсутствие надежного ресурса, на котором была бы собрана достоверная информация о производителях, товарах и потенциальных покупателях.

В интернет-пространстве стартует уникальный проект, который призван раскрыть экспортный потенциал России. В его основе – формирование консолидированной интерактивной базы российских и иностранных производителей, предлагаемых ими товаров и потенциальных покупателей, а также ряд опций, предоставляющих отечественному бизнесу возможность участвовать в процессе формирования зон свободной торговли (ЗСТ) по всему миру.

Казалось бы, идея создания подобного ресурса не нова: над составлением сводных баз данных отечественных промышленников и предпринимателей работали федеральные и региональные ведомства, бизнес-ассоциации и деловые объединения, однако все они были предназначены скорее для внутреннего пользования и закрыты для широкой аудитории.

На сей раз инициатором проекта выступил Центр международной торговли Москвы – организация, в свое время ставшая окном в Европу для делового сообщества Советского Союза и не одно десятилетие работающая над построением диалога бизнеса и власти, содействием расширению торговли, привлечению инвестиций и эффективной передаче технологий. При участии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) и заручившись поддержкой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), эксперты ЦМТ Москвы разработали информационный интернет-портал с функциями личного кабинета и обратной связи. В качестве площадки был выбран сайт издательского дома «Коммерсантъ», чьи ресурсы стабильно держатся в топе самых цитируемых средств массовой информации в России, а сайт ежедневно посещает около 7 млн уникальных пользователей, ориентированных на получение самой актуальной деловой и общеполитической информации.

Цель проекта амбициозна – развитие международной торговли через содействие малым и средним предприятиям в выходе на внешние рынки. В России функционирует много небольших предприятий, у которых есть уникальные, интересные, самобытные товары, о которых их потенциальные покупатели и партнеры просто не знают.

«Когда мы говорим об экспортном потенциале, мы должны учитывать не только тех людей, которые могут себе позволить участие в крупных мероприятиях. Именно поэтому была выбрана совершенно другая схема работы», – подчеркивает Владимир Саламатов.

Участие в проекте обеспечит бизнес современной и удобной платформой для поиска торговых партнеров за рубежом, возможностью открыто заявить о своей заинтересованности в развитии торговых отношений с каким-то конкретным государством и позволит также сообщить о существующих барьерах.

Сейчас на первый план выходит нетарифное регулирование – техническое регулирование, лицензирование и другие скрытые ограничения свободной торговли. И бизнесмены очень часто не понимают сути нетарифных ограничений. Им в помощь на сайте проекта создан специальный раздел, где в доступной форме изложена суть ограничений, они классифицированы и аргументированны. Благодаря этому, предприниматель, приходя в Евразийскую комиссию и в Минэкономразвития, сможет не просто ссылаться на ограничение поставок в общем, а объяснить, каким образом он дискриминируется.

Авторы проекта также обещают разъяснить широкой аудитории бизнес-сообщества, почему и как ведутся переговоры о создании зон свободной торговли в ЕЭК, на каких стадиях они находятся. В настоящее время Российская Федерация является участником переговорного процесса по заключению соглашения о зоне свободной торговли между государствами – участниками Таможенного союза и Социалистической Республикой Вьетнам, актуален вопрос о создании ЗСТ стран Таможенного союза с Индией, приступила к изучению перспектив создания ЗСТ совместная комиссия стран Таможенного союза и Израиля.

Проект позволит аккумулировать информацию об экспортных намерениях российских компаний, таким образом, интересы малых и средних предприятий могут быть учтены при принятии решений об улучшении доступа на рынки тех или иных стран.

Для наибольшей эффективности Центр международной торговли планирует подключить к проекту сеть ЦМТ (это более 750 000 компаний в 330 ЦМТ в более чем 100 странах мира), входящих в Ассоциацию центров международной торговли, что создаст дополнительные возможности для работы с теми странами, где сегодня по политическим соображениям произошла приостановка переговорного процесса. ЦМТ Москвы является членом АЦМТ с 1974 года и все это время активно участвует в развитии международной торговли. Проект «Экспортный потенциал России» является важным шагом в развитии этой деятельности.

В этих целях разработан простой, интуитивно понятный интерфейс — карта мира с четкой градацией стран, на которой отражена вся необходимая информация об их рынках. Сделав выбор, можно оставить информацию о своем товаре, и потенциальный клиент в другой стране может оценить ваши возможности. Для облегчения навигации по порталу разработана удобная система поиска по опорным словам, а также кодам ТЭНВД, а статистические данные и аналитика приводятся в формате инфографики, емко и доступно излагающей большой объем сложной и порой запутанной для неспециалиста информации.

«Я уверен, что достучаться до тех бизнесменов, которых мы не видим на привычных площадках, – это задача первостепенной важности», – заключает генеральный директор ЦМТ.

«Конкурентоспособность российского бизнеса на международных рынках». Посетив мероприятие, представители делового сообщества смогут задать все волнующие их вопросы, получить консультацию не только у разработчиков проекта, экспертов, но и представителей органов власти и федеральных ведомств, курирующих вопросы международной торговли.

Источник: Торгово-промышленные ведомости