14.08.2014
Описание

Импортеры, производители, эксперты и органы власти до сих пор не могут прийти к выводу, что получит экономика от легализации параллельного импорта в Россию. Возможность завозить брендовые вещи без разрешения производителя может наводнить потребрынок дешевыми товарами. В то же время есть риск бегства ведущих мировых инвесторов, разместивших производство в России

Законопроект о легализации параллельного импорта («О внесении изменений в часть 4 Гражданского кодекса») вскоре поступит на рассмотрение в Минэкономразвития, а значит, бурные споры вокруг него возобновятся с новой силой на фоне вновь возникших политических неурядиц с импортом и экспортом.

Международный стандарт на смену национальному

Законопроект очень краткий, речь идет по сути о смене одной формулировки на другую: о введении международного режима изъятия интеллектуальных прав. Именно таковой и действовал в России до 2002 года, пока не был введен национальный режим изъятия.

Сейчас в Россию можно легально завезти товар для продажи только с официального разрешения производителя или его дилера. Скажем, у правообладателей крупных брендов, например автомобилей или бытовой техники и электроники (вокруг этих товаров в основном идет борьба), производства расположены в разных странах и стоит продукция по-разному. Но производитель решил, что в Россию он будет продавать тот же телефон по 1000 долларов, хотя в Китае или Франции тот же телефон (не поддельный) можно давно купить в пять раз дешевле. Их начинают в массовом порядке завозить в страну, так возникает параллельный импорт – в обход разрешения производителя.

При этом права правообладателя отслеживаются таможенной службой. При ввозе продукции, внесенной в ТРОИС (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности) от импортера сейчас требуют предъявить разрешение уполномоченного представителя производителя.

Разработчик законопроекта, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), настаивает на введении международного режима изъятия прав интеллектуально собственности. Он предполагает, что товар можно покупать у кого угодно, если сам производитель его уже ранее продавал в какой-либо точке мира.

«Основной мотив законопроекта – снизить цены на потребительском рынке, - пояснил «Эксперт Online» Николай Карташов, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС. – Нынешний режим изъятия ограничивает конкуренцию между продавцами одного товарного знака, замедляет сроки его доставки, сужает возможности заказчиков как по выбору видов оборудования и материалов различных производителей, так и по ценовым предложениям. При снятии этих ограничений мы усилим на рынке конкуренцию, отчего, соответственно, будут снижены и цены, и в целом инфляция».

По мнению ФАС, особенно незащищен сейчас фармацевтический рынок, где многие лекарства, применяемые для лечения особо тяжелых патологий, ввозятся в Россию ограниченным кругом дилеров стоят в разы выше, чем в месте происхождения.

Цены – не главный аргумент

«С одной стороны, выгоды от легализации параллельного импорта очевидны: это снижение цен на товары массового потребления, ускорение доставки и стимулы для использования отечественными компаниями новых технологий, - пояснила «Эксперт Online» Татьяна Радченко, начальник управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ. - С другой стороны, наш анализ результатов изменения режимов изъятий в разных странах показал, что снижение цен не обязательно происходит для многих групп товаров, поскольку влияют и другие факторы. Как, например, в Израиле легализация импорта автомобилей не дала ожидаемого снижения цен на них, поскольку сыграли роль другие факторы, в том числе мировой финансовый кризис».

В Аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей пришли к выводу, что россияне в целом переплачивают от 10 до 20% стоимости импортных товаров. 87% ввозимой продукции попадает под действие монополии правообладателей (то есть это товарные знаки, внесенные в (ТРОИС). В денежном эквиваленте это составляет 21 млрд долларов в месяц.

«Если считать, что монопольная наценка за счет запрета параллельного импорта составляет всего-навсего 10% от цены, то получается, что Россия переплачивает в месяц не менее 2 млрд долларов из‑за иностранной монополии на внешнеэкономическую деятельность всей нашей страны, - говорит Анатолий Семенов, представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте в сфере интеллектуальной собственности. - Итого — 24 млрд долларов в год. Это такая консервативная оценка, потому что на самом деле 10% — это вовсе не потолок».

Например, бренд LG, не внесенный в ТРОИС (по состоянию 2011 года), стоит в России на 11–12% дороже, чем за рубежом. А бренд «Самсунг», внесенный в ТРОИС, стоит в России уже на 22–32% дороже, чем за рубежом.

«Это к вопросу о доказательствах того, что как минимум 10% мы точно переплачиваем от с сегодняшнего экономического оборота», - говорит Анатолий Семенов.

Впрочем, по некоторым группам товаров повышения цены после введения национального стандарта изъятия прав собственности не произошло.

«В России мы исследовали изменения цен на духи и пиво после отмены в 2002 году международного принципа изъятия, - говорит Татьяна Радченко. - Вопреки негативным ожиданиям участников рынка, резкого роста цен на эти товары в то время не последовало. А цены на импортные духи в 2003 году даже снижались больше, чем на отечественные, хотя ввозная пошлина не менялась. Здесь тоже сыграли роль факторы, не зависящие от изменения российского закона. Впрочем, в 2005 году импорт духов резко сократился именно ввиду того, что с 2004 года импортеры брендированной парфюмерии стали вносить свои товарные знаки в ТРОИС. Тогда завозить вне официальных каналов стали меньше и цены действительно подросли».

«Серый» импорт душит интернет-торговлю

Активнее всех против законопроекта о легализации параллельного импорта выступают продавцы электроники, бытовой и прочей техники, а также весь легальный ритейл. Они давно ведут неравную борьбу с «серым» импортом, который и предлагается большей частью легализовать.

«Проблему обеления рынка интернет- торговли мы поднимали давно. Речь идет о продаже товаров, которых даже нет в таможенной базе, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли. - И это касается далеко не только электроники и бытовой техники. Так же остро проблема стоит для легкой промышленности, для рынка меховых изделий. Мы давно ведем речь об установлении честной конкуренции, поскольку из-за серых товаров страдают отечественные производители и легальные продавцы. Мы уже обсуждали этот вопрос с таможней, с налоговой инспекцией, но какие они примут меры и примут ли, пока не ясно».

По данным Банка России, доля товаров, импортируемых в Россию с заниженной стоимостью, в 2013 году составила 10% - это 32 млрд долларов при общем объеме импорта 317,8 млрд долларов, согласно данным ФТС. А в 2011 году, когда еще действовал мировой режим изъятия прав собственности, она составляла всего 2%.

То есть защита крупных международных брендов и без легализации параллельного импорта дает течь. Рост, а не замедление «серого» импорта, как того ожидали импортеры еще в 2002 году, происходит ввиду бурного развития интернет торговли. Не имея возможности легально ввезти, например, дешевые телефоны владельцы интернет-магазинов оформляют их на подставных лиц, якобы как на рядовых покупателей. Тем самым избегают не только ТРОИС, но и уплаты налогов и таможенных сборов.

По данным «М-Видео», в прошлом году общее снижение спроса и замедление в сегменте электроники и бытовой техники были заметны даже в предновогодний сезон продаж. По данным аналитиков, в 2013 году рынок вырос на 2,4%, и этот показатель — один из самых низких за последние годы. При этом конкуренция в сегменте бытовой техники усиливается, особенно это заметно в регионах, куда приходят новые игроки.

«Я полагаю, что опасения дилеров и производителей крупных брендов не обоснованы, - говорит Игорь Березин, президент НП Гильдия маркетологов. - Вся возня идет вокруг узкой группы потребителей, которые готовы платить большие деньги, например, за новый смартфон от производителя. 95% потребителей на это не смотрят и им выгоднее будет купить неважно у кого – лишь бы работал. Опасения, что вырастет количество контрабанды – но и ее и так никто отследить не может. Что изменится потом. Непонятно».

Легализоваться мало кто захочет

Один из основных аргументов противников легализации параллельного импорта в том, что может резко усилиться поток подделок.

«В среднем компании предполагают, что доля контрафакта вырастет на 10–30% в зависимости от рассматриваемой отрасли. Вместе с тем другие эксперты считают, что этот вопрос может решаться в рамках повышения эффективности таможенного контроля, а также за счет введения, например, механизмов страхования ответственности импортеров за причинение вреда в сфере интеллектуальной собственности», - говорит Татьяна Радченко.

По данным ФТС России, наибольшее количество случаев приостановок на границе выпусков товаров связано с параллельным импортом — свыше 60%. За месяц 2011 года зафиксировано около 170 приостановлений товаров или около 2000 в год. А дел по факту ввоза контрафакта (все незаконно ввозимые товары, включая параллельный импорт) возбуждено всего 800 в том же году.

«Приведет ли легализация к увеличению импорта контрафактной продукции? Очень важный вопрос, - спрашивает Анатолий Семенов. - Конечно, приведет, если таможенные органы по‑прежнему будут использовать в качестве критерия контрафактности исключительно ввоз неуполномоченным импортером. А если российские органы власти все таки перейдут на лучшие таможенные практики, применяемые таможнями развитых стран ВТО, обеспечат внедрение механизмов страхования ответственности импортеров за причинение вреда в сфере интеллектуальной собственности, то доля контрафакта будет незначительной. Многие нынешние контрабандисты, увидев, что есть легальные способы поставок товаров, перейдут к безрисковым поставкам легального параллельного импорта».

Впрочем, Кирилл Гродинский, владелец электронного стола заказов «Е5 ру» сомневается, что «серые» импортеры готовы будут легализоваться.

«Сейчас таможенным органам очень просто установить нарушения правомерного импорта – надо просто спросить соглашение с авторизованным поставщиком. А вот установить факт уклонения от уплаты пошлины труднее. То есть легализация импорта упростит жизнь «серому» импорту, но не создаст ему стимул для выхода из тени. Просто снизится число тех, кто выдает сейчас покупку мелких партий товара за приобретение для частного использования, ввозит его на имена вымышленных покупателей и прочее», - говорит Кирилл Гродинский.

Ранее Минпромторг предостерегал сторонников легализации параллельного импорта от поспешных шагов, аргументируя это нарушением интересов инвесторов, уже открывших свои производства в России. Это почти все известные мировые бренды в секторе потребительского рынка.

«Мне и нашему министерству кажется, что к этим словам надо прислушаться, - говорит Сергей Жданов, заместитель директора департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли. - Потому что если сейчас мы едем в сторону Калуги по Киевской дороге, то мы видим индустриальные пейзажи, которые вселяют определенные надежды и говорят о том, что мы двигаемся в правильном направлении. Давайте прислушаемся к тем, кто уже присутствует на нашем инвестиционном рынке. Второе — конечно, очень важный момент, который тоже заставляет задуматься о преждевременности таких шагов — это нестабильность нашего законодательства. Инвестор должен понимать, по каким правилам он играет. И нам надо создавать наиболее благоприятный климат для инвестирования.

В прошлом году Аналитический центр при правительстве провел опрос среди экспортеров и тех, кто производит в России продукцию ведущих иностранных брендов. По оценкам бизнеса, если произойдет даже умеренное снижение цены (15% и менее за счет наплыва товаров), оно может привести к пересмотру стратегии бизнеса. Почти 40% опрошенных представителей компаний заявили о пересмотрах стратегий в отрасли в том числе вплоть до сокращения или приостановки производства. А подавляющее большинство — 80% опрошенных — ожидает пересмотров при снижении импортных цен на 30%.

В то же время, по оценкам экспертов, легализация параллельного импорта не приведет к заметному повсеместному снижению цен — так ответили 50% экспертов. Еще 20% указали на возможное снижение цены менее чем на 10%.

«Таким образом, маловероятно, что произойдет пересмотр инвестиций в российское производство, но и цель снижения цен на брендированную продукцию за счет легализации параллельного импорта также вряд ли будет достигнута, - говорит Татьяна Радченко. - Да, иностранные производители, локализовавшие свои производства в России, выступают резко против введения международного режима изъятия. Опасаются, что при наводнении рынка параллельным импортом их же брендов станет меньше стимулов для производства в России, меньше налоговых отчисления и прочее. В то же время, мы выяснили, что большинство тех, кто участвовал в наших опросах, локализовали свои производства еще до 2002 года, когда и действовал мировой режим изъятия. Значит, тогда они не боялись выходить на наш рынок и не требовали особых режимов защиты».

В свою очередь представители «Сколково» на всех экспертных советах по вопросу легализации параллельного импорта выступают за нововведение.

«Либерализация импорта будет косвенно способствовать развитию инновационных компаний, поскольку дешевле будет закупать технику для новых разработок, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Кубышко, руководитель отдела по работе с инвесторами РВК. Будут доступнее уже существующие разработки, выведенные на рынки в других странах и ограниченные у нас. Разницы в ценах порой огромная».

В чем единодушны многие эксперты, так в том, что законопроект ФАС содержит потенциальные коррупционные риски. Дело в том, что ФАС предлагает учесть интересы местных производителей иностранных брендов, но выборочно.

«Что касается интересов иностранных инвесторов, открывших в России свои производства, то для них предусмотрено исключение, - поясняет Николай Карташов. - Будет введен переходный период, по некоторым группам товаров, до 2020 года. Минпромторг должен будет разработать положение со списком такой продукции на основе анализа: на какие товарные знаки нам можно легализовать импорт, на какие нет смысла, чтобы поддержать инвестора-производителя на нашей территории».

«Судя по законопроекту, целью ФАС является жесткий контроль правообладателей и возможность причислять их к монополистам по факту наличия патента на изобретение, - пояснил «Эксперт Online» Алексей Ульянов, директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок. - Кроме того, неопределенность со списком тех иностранных производителей, для кого будет сделано исключение, создает большие коррупционные риски. Кто и как будет составлять списки, по каким критериям, не ясно. Но даже если так, то новые инвесторы могут попросту не зайти уже к нам со своим производством».

В настоящее время ФАС дорабатывает законопроект с учетом поступивших в ходе общественного обсуждения экспертных мнений. Вскоре документ поступит в Минэкономразвития для оценки регулирующего воздействия. То есть законопроекту еще предстоит пройти антикоррупционную экспертизу. А за это время Минпромторг, возможно, сможет посчитать, какой эффект получит экономика от легализации параллельного импорта: снижение цен рост оборота торговли или снижения темпов производства и бегство иностранных инвесторов с нашего поля игры.

Источник: www.expert.ru