30.04.2014
Описание

В Москве состоялся круглый стол "Актуальные вопросы таможенной практики. Система управления рисками в таможенном деле. Категорирование участников ВЭД. Система контроля таможенной стоимости", на котором с основным докладом выступил начальник УРиОК ФТС России генерал-лейтенант таможенной службы Вячеслав Голоскоков.

По мнению Голоскокова, в связи с интеграционными процессами и вступлением новых членов в Таможенный Союз, работа по унификации действующего законодательства должна выйти на первый план, хотя в свою очередь задача это непростая. Очень часто случается так, что если позиции двух таможенных служб ТС по каким-то вопросам практически едины, третья служба занимает противоположную позицию. В то же время, работа активно ведется и положительные сдвиги по этому направлению есть. На сегодняшнем этапе уже можно констатировать, что полностью скоординирована работа в применении антидемпинговых пошлин, также согласованы некоторые риски по недостоверной регистрации товаров. Проблемы существуют, отмечает Голоскоков. Так, каждый месяц ФТС обрабатывает агрегированные базы данных, поступающие из Казахстана и Белоруссии, при этом ФТС не устраивают некоторые (не озвученные публике) тенденции, но российские таможенники активно взаимодействуют с коллегами по ТС, пытаясь найти компромисс.

Евразийская комиссия, со слов начальника УРиОК, тоже серьезно обеспокоена тем, чтобы условия во всех таможнях были равными, это влияет на условия конкуренции. Бизнес тоже этим обеспокоен.

"Бизнес формулирует свою проблему просто: почему нам в России тяжело, а в Казахстане хорошо, сделайте так же хорошо в России или так же плохо, как у нас - везде. Все хотят равных условий. Эту проблему бизнеса мы понимаем, практически вся она завязана на контроле таможенной стоимости, но индикаторы все согласованы и более 90% индикаторов в наших государствах совпадает. Но пока не ведет к желаемому уровню единообразия в вопросах практики контроля таможенной стоимости", - отметил Голоскоков.

Далее генерал Голоскоков напомнил о том, что недавним решением объединенной коллегии были утверждены проект концепции СУР, перечень типовых критериев, перечень типовых исключений, перечень результатов применения мер по минимизации рисков, форма отчетности.

"Когда мы работали с перечнем мер по минимизации рисков, возникли разногласия. Например, Казахстан считает, что мерами по минимизации могут быть только формы таможенного контроля, мы же убеждены, что эти понятия значительно шире. Если рассматривать данный процесс как управление рисками, то мы должны еще создать и механизмы выявления и воздействия на эти риски. Хочу подчеркнуть, система управления рисков воздействует не на объекты таможенного контроля, как мы привыкли думать, она воздействует на риски, поэтому и набор мер по минимизации должен быть намного шире. В данный момент этих мер порядка 80",- заявил Голоскоков.

ЦЕНОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Наверное, одни из самых часто задаваемых участниками рынка вопросов касаются ценовых индикаторов. Откуда они берутся и как расчитываются, Вячеслав Голоскоков попытался объяснить. С его слов, установление ценовых индикаторов на основании ценовых исследований - один из самых трудозатратных процессов в системе управления рисками. Но в последнее время в ФТС поступают предложения от добровольных помощников.

"Очень многие участники ВЭД хотят работать честно и требуют установления на рынке единых правил. Они поставляют в ФТС огромное количество информации, которая обрабатывается и проверяется на достоверность, нужно признать, что в силу трудозатратности процесса эта процедура до конца не формализована. Мы стремимся, чтобы ценовые индикаторы были как можно более адекватными. Это один из самых сложных видов аналитической работы, в ФТС даже рассматривается вопрос о возможности передачи части этой работы на аутсорсинг. Признанные аналитические организации в соответствии с установленным протоколом будут отвечать за результаты своих исследований. Подобный вариант активно обсуждается, но требуется дополнительное финансирование",- рассказал Голоскоков.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ КАТЕГОРИРОВАНИЕ

По разработанному алгоритму на основании 40 критериев ФТС делит участников ВЭД на 2 категории: низкого уровня риска и всех остальных. Данный процесс полностью автоматизирован и раз в квартал пересматривается в ФТС. При автоматическом анализе используется семь информационных ресурсов. При этом оцениваются только импортеры. Например, в 1 квартале 2014 года их было 67 739.

"Как происходил отсев. В категорирование попало только 5 557 импортеров, основной «отсевочный» фактор - количество деклараций более 100 и срок внешнеэкономической деятельности больше 1 года. Когда мы отсеяли эти пять тысяч импортеров от общего числа, мы начали их категорировать, сейчас действуют 40 критериев, но есть проект приказа, который пока не подписан, в нем уже 43 критерия. В результате этой проверки получилось, что есть всего 2018 участников ВЭД с низким уровнем риска (3% от всех импортеров). Чего мы достигли: существенное снижение объемов таможенных досмотров, снижение количества назначаемых экспертиз, существенное снижение запросов документов и сведений, по нашей статистике мы уменьшали процесс нахождения товара под таможенным контролем с момента подачи декларации до выпуска до 12 часов",- сообщил Голоскоков.

ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР

В своем выступлении Голоскоков также затронул тему реализации программы "Зеленый коридор". Он сообщил, что уже издан приказ о "Зеленом коридоре" с турецкой таможенной службой. Технология четко прописана, ФТС получает сведения из Турции об экспортной декларации в электронном виде и сведения эти использует. Подобная технология разработана и в отношении Италии. Ведутся переговоры о применении технологии "Зеленый коридор" с Евросоюзом в целом.

"В Брюсселе месяц назад ФТС сделала предложение всей европейской таможне рассмотреть типовой протокол "зеленого коридора" в отношении товаров, поступающих в Россию из Евросоюза и они очень заинтересовались. В основе протокола лежит запросная технология. Это означает, что, если в рамках "зеленого коридора" поступает декларация со специальным номером, который получают все организации, пожелавшие работать по этой технологии и согласились, что данные о них, имеющиеся в стране отправления, будут переданы ФТС. Далее, мы эту декларацию выставляем на проверку и, если в отношении нее срабатывает риск, применяются меры по минимизации рисков, а именно – следует запрос сведений экспортной декларации. В течении пятнадцати минут экспортная декларация прибывает, мы сравниваем и больше никаких мероприятий по проверке таможенной стоимости не проводим. Будем надеяться, что данный проект с Евросоюзом удастся реализовать",- отметил Голоскоков.

Источник: ПРОВЭД