24.03.2014
Описание

На едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов REGULATION.GOV.RU размещен проект приказа ФТС России «О внесении изменений в Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, установленные приказом ФТС России от 1 марта 2013 г. № 372».

Разработанный проект приказа существенно ухудшает положение морских перевозчиков, чем действующее в настоящее время, по следующим основаниям.

В настоящее время многие контейнерные линии, осуществляют загрузку судов импортными контейнерами, предназначенными для выгрузки на нескольких терминалах одного порта РФ, как правило, находящихся в регионе деятельности разных таможенных постов одной таможни в морском порту.

Таможенное администрирование такой схемы перевозки производится в рамках действующего Таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таможенное оформление прибытия судна и товаров, перемещаемых на нем, производится в порядке, установленном статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденном приказом ГТК России от 12.09.2001 №892 (далее – Положение), Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами, утвержденной приказом ФТС России от 19.07.2013 № 1349 (далее – Инструкция).

Согласно пункту 14 Инструкции разрешение на разгрузку оформляется путем проставления вдекларации о грузе (судовом манифесте) отметки «Разгрузка разрешена».

Декларация о грузе (судовой манифест) является основным документом, содержащим требуемые государственными властями данные о грузе судна при его приходе. Морской перевозчик выпускает судовой манифест на каждый терминал выгрузки груза.

Пунктом 10 Положения установлено, что любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом.

Таким образом, руководствуясь вышеуказанными актами, морской перевозчик при прибытии судна в морской порт, для таможенного оформления прихода единовременно представляет таможенному органу все документы и сведения о судне и товарах, включая судовые манифесты на товары, подлежащие выгрузке на всех терминалах порта и получает соответствующие разрешения на выгрузку вдекларации о грузе (судовом манифесте).

Однако, разработанный ФТС России проект приказа устанавливает, что перевозка иностранных товаров морским перевозчиком между терминалами, находящимися в регионе деятельности разных таможенных постов, расположенных в одном порту РФ, может осуществляться только в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Перешвартовка судов между причалами терминалов одного порта, в редких случаях, превышает один час. Большую часть этого времени занимают швартовые операции, во время которых грузовые операции невозможны.

Оформление таможенной процедуры таможенного транзита в подобном случае займет больше времени, чем сама перешвартовка и приведет к простою судна, поскольку морскому перевозчику необходимо будет представить дополнительно несколько сотен экземпляров коносаментов, а таможенному органу оформить их, путем проставления соответствующих отметок. Кроме того, структурные подразделения таможенных органов, в чью компетенцию входит оформление процедуры транзита, работаю не круглосуточно.

В тоже время необходимо обратить внимание на тот факт, что в силу особенностей морской перевозки груза в контейнерах, таможенный орган никаких операций по фактическому контролю груза при его нахождении на борту судна не производит.

Таможенный орган осуществляет фактический контроль груза только при его выгрузке на терминал.

Таким образом, принятие такого приказа приведет к избыточному, необоснованному администрированию, непроизводительным простоям судов в связи с оформлением таможенной процедуры таможенного транзита.

Кроме того, предлагаемые в проекте приказа изменения, не соответствуют мероприятиям, предусмотренным Дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования» и Плану мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских порта, разработанному Минтрансом России.

Источник: ПРОВЭД