07.03.2014
Описание

По форме - правильно, а по сути - издевательство...

Именно этим высказыванием вождя мирового пролетариата, Владимира Ульянова (Ленина) можно охарактеризовать действия Федеральной таможенной службы (ФТС) России по отношению к международным автомобильным перевозкам. Кажется, что из затянувшегося кризиса системы МДП в России выхода нет. Предписания первого вице-премьера Правительства России Игоря Шувалова, судебные вердикты обязующие ФТС прекратить произвол, призывы к здравому смыслу и конструктивному диалогу от бизнес-сообщества таможня игнорирует. И вроде даже умудряется делать это в рамках законодательства...

Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) решила вмешаться в решение проблемы. Создана рабочая группа по вопросу применения ограничительных мер в отношении перевозок, осуществляемых с применением книжек МДП. Уже по результатам состоявшегося на днях первого заседания группы стало понятно, что за ФТС взялись всерьез.

ФАС России с самого начала наблюдает за развитием кризиса TIR в России. Представители ведомства принимали участие в ноябрьском совещании у Шувалова, по итогам которого ФТС было предписано восстановить действие системы МДП на территории РФ. Наверное, именно по этой причине, сотрудники ФАС были крайне удивлены сегодняшней ситуацией, складывающейся на пунктах пропуска. Хотя, вероятно, именно распоряжение ФТС 58-р, внезапно возникшее после неутешительного для таможни вердикта Высшего Арбитражного Суда (ВАС) и в очередной раз оставившее перевозчиков с носом, повлияло на решение ФАС вмешаться в ситуацию. Так или иначе, но состоялось первое заседание рабочей группы по вопросу применения ограничительных мер в отношении перевозок, осуществляемых с применением книжек МДП. Представителей ФТС, как обычно на подобных мероприятиях, не было, поэтому содержание его они узнают (как обычно), из публикации ПРОВЭД. Но, можно с уверенностью предположить, что итоги этого заседания никак не обрадуют таможню.

О КАЛИТКЕ ДЛЯ БИЗНЕСА И ТЕХ, КТО ТУДА НЕ МОЖЕТ ЗАЙТИ.

Заседание рабочей группы началось с того, что представители ФАС попросили собравшихся представителей бизнес-сообщества, профессиональных объединений и общественных организаций кратко изложить имеющиеся у них факты.

По оценкам экспертов, на сегодняшний день через российско-белорусский и российско-финляндский участок границы, проходит порядка 70% грузов, перевозимых по процедуре МДП. Эта своеобразная "калитка для бизнеса", но все кардинально меняется на других границах.

Ситуацию прокомментировал руководитель группы таможенных систем АСМАП Евгений Иванов: "Услуги поручителей и их субагентов по стоимости в разы превышает стоимость книжки МДП. Кроме поручительства навязываются и дополнительные услуги. Это расчет подлежащих уплате таможенных платежей, оформление транзитной декларации и ее электронной копии, причем все это зависит от количества кодов товара, один код товара 500 рублей и дальше за каждый код еще по 100 рублей. Помимо этого, в большинстве случаев договор поручительства заключается только после того, как транспортная компания заключит договор с частным охранным предприятием (как правило, «очень аффилированным» – ред.), здесь стоимость услуг возрастает вообще до небывалых высот. Все сведения подтверждены документально, стоимость варьируется от 9 до 165 тысяч рублей."

Иванов также сообщил, что самые дешевые услуги поручительства - на российско-азербайджанской границе, где просто берут дополнительные три тысячи рублей: " Три тысячи поручительство, три тысячи мне и езжай". (Есть повод задуматься и ФТС, и прокуратуре…-ред.)

Но у перевозчиков есть выход из этой ситуации, они попросту перекладывают все дополнительные расходы на заказчика, а это в конечном счете отражается на итоговой цене товара, считает Иванов.

К беседе подключилась Марина Лякишева, советник по вопросам таможенного права ДЛА Пайпер Рус Лимитед: "ФТС считает себя вправе регулировать рынок услуг во внешнеэкономической деятельности, а завтра, возможно, они решат, что они могут регулировать рынок товаров. В обоснование своей позиции у ФТС часто фигурировало высказывание, что деньги, которые выплачиваются в виде обеспечения IRU через АСМАП, оседают в Швейцарии. Но никто не задает вопрос, что если, к примеру, покупается финское молоко, то деньги тоже остаются в Финляндии, это же не значит, что они вправе запретить ввоз этого молока, так как у нас есть свои коровы. Вместо того, чтобы четко исполнять возложенные на них обязанности одинаково на территории всей страны, ФТС устанавливает свои правила, совершенно не прозрачные для рынка".

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТОИМОСТЬ УСЛУГ ПОРУЧИТЕЛЯ .

Интересный факт - первое, на что обращают внимание возникшие как грибы после дождя поручители, это наличие у перевозчика книжки МДП. Хотя книжки и не принимаются в России, но, тем не менее, являются гарантией, что ее обладатель добросовестный перевозчик.

О ситуации подробно рассказал директор компании, работающей с "Арсеналом". Если таможенная стоимость платежей за товары, не превышает 60 тысяч евро (за основу опять же берется гарантийное покрытие книжки МДП), "Арсенал" берет за свои услуги по поручительству 1500 рублей, если идет превышение данной суммы, "Арсенал" берет согласно установленной им же таблице. При этом, по какому принципу формируются подобные цены, никому не известно. Данная таблица есть в открытом доступе. Сам "Арсенал" непосредственно на границе не работает, он находит агентов и каждый из этих агентов устанавливает уже свои цены. Формирование электронной копии транзитной декларации происходит от 1500 тысяч рублей за один код и далее за каждый код. К примеру, агент Альфа-транс на Смоленском пункте пропуске за 34 кода попросил 43 тысячи рублей и это при том, что перевозчиком по книжке МДП уже передана предварительная информация в электронном виде по всем товарам. Как перевозчик попадает к этому агенту, в случае превышения гарантии по книжке МДП, груз подлежит постановке под конвой таможенных органов Белоруссии и в обязательном порядке доставляется до места приема передачи, где транспортное средство передается российским таможенникам, которые, как предполагалось, должны были сопровождать машину по территории России. Место приема передачи на М1 одно, это свх «Альфа-транс», данная технология утверждена за подписью руководителей таможенных служб стран ТС. При этом то, как проходил выбор конкретной компании «Альфа-транс», никому не известно, представителей бизнеса в известность не поставили.

Далее, эти машины, в независимости от того, нужно им это или нет, заходят на стоянку, где с российского перевозчика берется 3 тысячи рублей, с иностранного 6 тысяч. Самая дорогая услуга - это предоставление охранного сопровождения. И это следствие не продуманности и незащищенности данной системы считают эксперты. МДП же, помимо серьезного допуска к своей системе, подразумевает то, что автомобили, которые использовались с недоставкой по МДП, по книжкам больше ездить не смогут, в результате чего не доставок - единицы.

Интересно, что при этом с многочисленными посредниками возможен торг, иногда первоначально выставленная стоимость снижается чуть ли не в два раза. Официальных расценок попросту не существует.

ФАС НА ЗАЩИТЕ КНИЖЕК МДП.

Согласно Российскому законодательству и законодательству Таможенного союза существует список мер обеспечения таможенного транзита, таких как: поручительство, банковская гарантия, денежный залог. Наряду с ними, процедура МДП является одним из таких же способов обеспечения таможенного транзита, на основании международного и Российского законодательства. Основная проблема заключается в том, что на основании единоличного решения одного государственного органа, в данном случае ФТС, система МДП, как мера обеспечения таможенного транзита, существенно ограничена. Такая ситуация складывается, несмотря на вынесенные Высшим Арбитражным Судом вердикты, предписывающие ФТС обеспечить беспрепятственное функционирование системы МДП.

Заслушав мнения по данному вопросу, участниками рабочей группы было выбрано несколько возможных решений и мер контрреагирования. Позиция, выработанная по итогам работы группы, будет донесена Правительству России...

В процессе обсуждения собравшиеся пришли к выводу, что предписания, вынесенные вице-премьером Игорем Шуваловым на ноябрьском совещании с участием всех заинтересованных сторон, в отношении процедуры таможенного транзита с применением книжек МДП, ФТС также не выполняет.

По итогам заседания рабочей группы экспертам было дано поручение в кратчайшие сроки провести мониторинг на базе имеющейся и подтвержденной документацией информации. Эта работа должна дать ответ, каким образом действия регулятора (ФТС) в сфере внешнеторговых грузопотоков влияют на развитие экономики, инфляции и на предпринимательскую среду в целом. Данная информация будет включена в ежегодный доклад ФАС "О состоянии конкуренции в РФ", который заслушивается правительством в июне.

Источник: ПРОВЭД