21.01.2014
Описание

То ли меру борьбы с контрафактом, то ли перекладывание на бизнес ответственности за проблемы, создаваемые работой таможни, то ли сговор с некоторыми страховщиками придумали в таможне. Федеральная таможенная служба России (ФТС) подготовила и внесла в правительство проект поправок об обязательности предоставления договора страхования риска ответственности правообладателя «за причинение вреда в связи с приостановлением таможенными органами выпуска товаров».

Об инициативе проинформировал "Коммерсант". Найти проект поправок нам не удалось, однако, доверяя коллегам, редакция нашего издания попыталась разобраться в вопросе.

Поправки вносятся в ст. 307 закона «О таможенном регулировании в РФ», которая в настоящее время предусматривает одним из условий включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности обеспечение правообладателем исполнение обязательств о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. В статье указано, что сделать это можно способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации (например, залог, поручительство, банковская гарантия), либо представлением договора страхования риска ответственности за причинение вреда. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей.

Что может стоять за стремлением ФТС принудить правообладателей использовать исключительно страхование от того, что таможня будет задерживать грузы для проверки, не является ли ввозимый товар контрафактным, ПРОВЭД поинтересовался у руководителя направления судебно-арбитражной практики ООО "Экспертный консалтинг" Анны Прокофьевой.

«Проект ФТС РФ по внесению изменений в положения ст.307 ФЗ, а именно – условие включения правообладателя в реестр при наличии только договора страхования ответственности за причинение вреда и исключение альтернативных способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, вызывает недоумение в части обоснования данной инициативы», - говорит эксперт.

«Полномочия таможенных органов в области охраны прав интеллектуальной собственности четко определены законодательными и нормативными актами и их действия напрямую зависят от волеизъявления правообладателя, - поясняет Анна Прокофьева. - Отношения между импортером и правообладателем в части защиты прав декларанта, которому в случае, если не будет установлено нарушение прав правообладателя, причиняется имущественный вред (ущерб), в соответствии с положениями ч.5 ст.331 ТК ТС, разрешаются без прямого участия таможенных органов, к которым, в таких случаях не могут предъявляться претензии имущественного характера».

«На мой взгляд, логического объяснения целесообразности внесения указанных изменений нет никаких. Действующая редакция (закона – ред.) является абсолютно полной и достаточной для регулирования данных отношений. Правообладателю предоставлено право выбора любого законного способа обеспечения исполнения обязательств, а безальтернативный вариант, в первую очередь, ограничивает его с экономической точки зрения. Не у каждого правообладателя, особенно, если им является физическое лицо, есть свободные финансовые ресурсы для заключения договора страхования риска ответственности за причинение вреда», - считает юрист.

«Так же можно поставить вопрос о заинтересованности в данной инициативе и декларантов. Если ранее вопрос о возмещении убытков с правообладателя можно было разрешить сторонам мирным путем, то теперь это будет, скорей, невозможно, ведь понятно, что совсем не в интересах страховой компании выплачивать деньги в бесспорном порядке. Соответственно, количество судебных споров по данным вопросам значительно возрастет», - говорит Анна Прокофьева.

Мы поинтересовались, не может ли за данной инициативой скрываться сговор со страховыми компаниями. Поскольку, до того, как дело дойдёт до судебных оспариваний выплат по договорам страхования, эти договоры всё-таки будут заключены представителями бизнеса в случае принятия таких поправок. И следование требованиям ФТС способно принести выгоду тем или иным страховщикам.

«Вот и хочешь - не хочешь, а появляются мысли о лоббировании интересов страховых компаний. Есть вероятность, что ФТС РФ, по примеру таможенных карт, договоров поручительства и т.д., составит реестр страховых компаний, которым предоставит право на заключение с правообладателями договоров страхования риска ответственности за причинение вреда. И опять начнутся споры о том, что каким-то компаниям, скорее всего, совсем недавно вышедшим на рынок, оказывается необъяснимое предпочтение, потому что, вдруг, подавляющее число правообладателей именно с ними заключат договоры… Такие вещи ФТС РФ проделывает с завидной регулярностью», - поделилась мнением эксперт.

Источник: ПРОВЭД