31.10.2013
Описание

Член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин в интервью «Экономической газете» рассказал о применении нормативно-правовой базы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и перспективах ее развития.

— Как вы оцениваете существующую правовую базу, регулирующую таможенные процедуры между странами — участницами ТС?

— Существующую правовую базу Таможенного союза, с одной стороны, можно охарактеризовать как стабильную. Единое таможенное законодательство и основополагающий его акт — Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС) применяется в действующей редакции более 3 лет — с июля 2010 г.

С другой стороны, структура этого законодательства сложна, что не способствует пониманию и применению его норм на практике. Поэтому сейчас идет работа по дальнейшей его кодификации. По вопросам таможенного регулирования существуют 33 отдельных международных соглашения. Из них 7 были приняты еще в 2008 г., сейчас не применяются. Они послужили основой для подготовки ТК ТС и договорно-правовой базы Таможенного союза, но теперь их нужно отменить. Например, Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза фактически себя исчерпал, т.к. каждая его статья имела ограниченный срок действия. Остальные 25 соглашений, в т.ч. ТК ТС, мы предполагаем инкорпорировать в единый международный договор, как это сейчас происходит по другим отраслям законодательства при подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. Когда интеграция Беларуси, Казахстана и России перейдет на следующий этап своего развития — Евразийский экономический союз — даже само название ТК ТС перестанет соответствовать Договору о Евразийском экономическом союзе.

Кроме того, при подготовке ТК ТС, с учетом ограниченных сроков переговорного процесса, по вопросам, где правоприменительная практика значительно отличалась, но это не влияло существенным образом на формирование Таможенного союза, были сохранены отсылочные нормы на национальное законодательство. Теперь пришло время унифицировать и эту практику.

Еще одно из несовершенств таможенного законодательства Таможенного союза — наличие пробелов, связанных с отсутствием компетенции у Комиссии на урегулирование отдельных технологических и технических вопросов. Так, например, у Евразийской экономической Комиссии (далее — Комиссия) отсутствуют полномочия определить форматы и структуры: таможенной декларации, подаваемой в электронной форме, предварительной информации, подаваемой в таможенные органы в обязательном либо добровольном порядке, структуру и форматы электронных документов. При этом все понимают, что для общих таможенных процессов и организации информационного обмена эти вопросы исключительно важны. Так, например, Комиссией совместно с государствами — членами ТС подготовлены изменения в Соглашение о представлении и обмене предварительной информацией о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 21.05.2010 г., в т.ч. в части наделения ЕЭК полномочиями по определению единых форматов и структур предоставления предварительной информации.

— В каком направлении движется сегодня совершенствование правовой базы ТС в таможенной сфере?

— Комиссией совместно с государствами — членами ТС на основе анализа правоприменительной практики проводится постоянная работа по совершенствованию правовой базы в таможенной сфере.

При выявлении правовых пробелов либо вопросов, не урегулированных таможенным законодательством ТС, мы анализируем правоприменительную практику, готовим предложения о принятии новых проектов решений Комиссии либо о внесении изменений и дополнений в ранее изданные ею документы.

Исходя из этого, в совершенствовании правовой базы ТС можно назвать следующие приоритеты:

– урегулирование правовых пробелов, существующих в связи с отсутствием решений Комиссии, по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

– упрощение порядка совершения таможенных операций, создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами;

– закрепление либо уточнение в актах Комиссии правовых норм, направленных на развитие информационных технологий, таких как электронное декларирование, предварительное информирование;

– максимальная унификация таможенных правил, особенно по вопросам таможенного декларирования, минимизация либо исключение национальных особенностей, установленных для одного или двух государств;

– приведение решений Комиссии в соответствие с договорно-правовой базой ТС и ЕЭП, если в результате мониторинга в актах выявлены правовые коллизии;

– исключение из актов Комиссии отсылок на национальное законодательство государств — членов ТС, которые могут восприниматься как делегирование Комиссией своих полномочий по нормативно-правовому регулированию таможенных правоотношений государствам — членам ТС.

— Какие изменения действующего таможенного законодательства ждут нас в ближайшее время?

— Отмечу только те проекты решений Комиссии, которые мы сейчас разрабатываем и планируем принять в ближайшее время.

Как правило, раз в полгода Комиссия обновляет Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, внося в нее изменения, востребованные в ходе правоприменительной практики, либо постепенно исключая особенности декларирования, установленные в Инструкции для одной либо двух стран. Так, был разработан новый Классификатор мест нахождения товаров, который обобщает для трех стран информацию о местах, где находятся декларируемые товары, и где они могут быть осмотрены либо досмотрены, и проект решения Комиссии, предусматривающий использование этого классификатора при заполнении декларации на товары. Это существенно упростит правила заполнения декларации на товары и автоматизированную обработку информации в местах нахождения товаров, содержащуюся в декларации. Поскольку подобные изменения всегда требуют доработки программных средств, вводить в действие новые правила планируется с 1 апреля 2014 г.

Особое внимание уделяется урегулированию вопросов, связанных с применением методов определения таможенной стоимости.

В этом году уже были приняты решения Комиссии, которыми установлены:

особенности применения методов определения таможенной стоимости при повреждении товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

особенности применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу ТС с недекларированием.

Сейчас завершается работа на проектом решения Комиссии, определяющим порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары, который носит комплексный характер и устанавливает единый для всех порядок внесения изменений в декларацию на товары как до выпуска товаров, так и после выпуска. Проект призван объединить два применяющихся в настоящее время документа, используемых для отражения внесенных изменений и (или) дополнений в декларацию на товары, — корректировку декларации на товары и корректировку таможенной стоимости. В итоге будет применяться один документ — корректировка декларации на товары. Работа по этому направлению была начата еще в Комиссии ТС, переговорный процесс по согласованной редакции проекта был очень сложным и длительным. Однако мы планируем, что этот документ будет принят в этом году, а начнет применяться в 2014 г.

Кроме того, завершается работа над проектом решения, определяющего порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров для тех случаев, когда на момент таможенного декларирования ввозимых товаров не может быть определена точная величина таможенной стоимости, например, в связи с лицензионными платежами.

Также на постоянной основе ведется работа по уточнению и расширению перечня категорий товаров, которые могут помещаться под специальную таможенную процедуру. Недавно этот перечень был дополнен такими категориями товаров, как спортивное снаряжение и оборудование для проведения международных спортивных и тренировочных мероприятий радиоэлектронными средствами и (или) высокочастотными устройствами гражданского назначения.

До конца этого года планируется также включить в этот перечень товары, ввозимые в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в т.ч. для оказания услуг по запуску космических аппаратов. Принятие такого решения позволит помещать эти товары под специальную таможенную процедуру без применения запретов и ограничений, что, в свою очередь, приведет к снижению издержек и упрощению проведения таможенных операций.

В сентябре этого года было принято решение Комиссии «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом», аналогичное во многом ранее принятому решению о введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых автомобильным транспортом, которое уже успешно применяется с июня прошлого года. Обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию ТС железнодорожным транспортом, будет введено с 1.10.2014 г., а календарный год дается железным дорогам, участникам ВЭД и таможенным службам для того, чтобы доработать информационные системы и провести все необходимые организационно-технические мероприятия, позволяющие применение нововведения без каких-либо проблем в государствах — членах ТС.

Отмечу еще один важный вопрос, который мы планируем более четко урегулировать до конца этого года, чтобы обеспечить его применение в 2014 г. Для рациональной организации взаимодействия Комиссии и центральных таможенных органов государств — членов ТС при принятии решений по классификации отдельных видов товаров планируется принять решение, устанавливающее новый порядок внесения, рассмотрения и согласования решений Комиссии о классификации отдельных видов товаров. Эта функция Комиссии очень важна для обеспечения единообразного во всех трех странах толкования ТН ВЭД ТС, т. к. ТК ТС предусмотрено, что после принятия Комиссией решения о классификации отдельных видов товаров все ранее принятые таможенными органами решения об их классификации подлежат отмене или изменению.

— Следует ли ожидать каких-либо изменений в нормативно-правовой базе Таможенного союза в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации?

— На момент присоединения России к ВТО договорно-правовая база, регулирующая таможенные вопросы, уже была полностью сформирована. Если говорить о таможенном администрировании, правовом регулировании вопросов, связанных именно с перемещением товаров через таможенную границу ТС, здесь каких-либо изменений ожидать не следует. Еще при разработке ТК ТС в основу были положены стандарты Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).

В то же время мы работаем над совершенствованием законодательства в рамках ВТО. В частности, сейчас ведется разработка Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли. Евразийской экономической комиссией подготовлены предложения по данному проекту, которые содержатся в Рекомендации Коллегии ЕЭК от 3.09.2013 № 12 «О предложениях Евразийской экономической комиссии по проекту Соглашения Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли».

— Как вы оцениваете эффективность работы таможенных органов стран ТС? Равномерно ли они работают или у кого-то из участников ТС есть преимущества?

— Говорить о наличии преимуществ в работе у какого-либо государства — члена ТС, наверное, неправильно. ТК ТС относит вопросы функционирования системы таможенных органов, в т.ч. перечень функций, возложенных на таможенные органы и условия прохождения службы в таможенных органах, к национальному законодательству государств — членов ТС, поскольку таможенные органы подчиняются своим правительствам и президентам. Поэтому условия работы, показатели эффективности деятельности у каждой таможенной службы свои. Мы можем судить только о том, как мировое сообщество оценивает эффективность работы таможенных органов государств — членов ТС при осуществлении международной торговли. Например, в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «международная торговля» за 2012 г. все мы находимся в конце списка: Беларусь на 151-м месте, Россия на 162-м, Казахстан на 182-м. Анализируя направления совершенствования таможенного администрирования в ТС, мы пришли к выводу, что нельзя улучшать исключительно одно таможенное администрирование, необходимо пересматривать все вопросы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности в целом, постепенно убирая имеющиеся административные барьеры.

В современном мире одним из мощных инструментов упрощения порядка осуществления внешнеэкономической деятельности является внедрение принципа «единого окна», базирующегося на единой информационной системе, обеспечивающей межведомственное взаимодействие государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности. При этом уровень такого взаимодействия в государствах — членах ТС различен, что влияет на работу таможенных органов.

Административная система, существующая в странах ТС в сфере международной торговли, достаточно сложна и не совсем прозрачна. Физическое присутствие участников ВЭД способствует коррупции в среде государственных чиновников. Имеет место дублирование необходимых документов и процедур, функций вовлеченных ведомств и организаций. Зачастую участник ВЭД является связующим звеном между государственными органами, а иногда и внутри (между подразделениями) одного госоргана и, по сути, влияет на межведомственное взаимодействие между ними, пытаясь ускорить процесс получения необходимых документов.

В целях снижения административной нагрузки на бизнес и оптимизации разрешительной системы в государствах — членах ТС проводится работа по упрощению требований и процедур выдачи необходимых документов. Но пока она не принесла ощутимого эффекта бизнесу и правительствам сторон.

Сегодня в связи со значительными темпами роста мировой экономики, увеличением товарооборота во внешней торговле мы должны консолидировать усилия стран ТС, направленные на улучшение качества государственного администрирования внешнеэкономической деятельности.

В странах, применяющих принцип «единого окна» во внешнеэкономической деятельности (Сингапур, Швеция), количество документов, необходимых при экспорте и импорте, составляет от 3 до 5, тогда как в государствах — членах ТС — в среднем от 9 до 12.

«Единое окно» предполагает реализацию возможности однократного представления документов участниками ВЭД в стандартизованном виде через единый пропускной канал для их последующего использования всеми заинтересованными государственными органами. Это позволяет не только сократить количество предоставляемых документов для ведения внешнеэкономической деятельности, оптимизировать их выдачу и проведение процедур государственного контроля, но и способствует внедрению всестороннего межведомственного анализа и управления рисками во внешней торговле.

Полагаем, что на данном этапе основными задачами по развитию «единого окна» являются:

– определение единых подходов по развитию «единого окна» с целью унификации официальных процедур и стандартизации образцов документов при ведении внешнеэкономической деятельности;

– обеспечение законодательной основы для обмена электронными разрешительными документами и другими необходимыми сведениями между уполномоченными государственными органами государств — членов ТС со взаимным признанием их юридической значимости;

– обеспечение взаимодействия национальных «единых окон» между собой.

Развитие «единого окна» позволит государственным органам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность:

– улучшить качество предоставления государственных услуг;

– повысить уровень управления рисками и минимизировать случаи несоблюдения участниками ВЭД требований, установленных законодательством;

– сократить расходы бюджета при предоставлении государственных услуг;

– упростить внутренние процедуры государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, при этом повысив их эффективность.

Как один из способов эффективного внедрения «единого окна» целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в ТК ТС в части определения электронной формы декларирования в качестве основной формы таможенного декларирования.

Реализация основных направлений развития «единого окна» в государствах — членах ТС и ЕЭП позволит им создать эффективный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности и, как следствие, занять более высокие позиции в рейтинге Doing Business (ведение бизнеса).

— Произошло ли упрощение процедур таможенного декларирования за время существования ТС?

— Безусловно. Вопросы, связанные с определением форм таможенных деклараций и порядком их заполнения изначально были закреплены за Комиссией.

Сейчас упрощение и совершенствование правил декларирования товаров — одно из основных направлений нашей работы.

Не реже чем раз в полгода обновляется Инструкция о порядке заполнения декларации на товары. В июне т.г. в нее были внесены изменения, направленные на унификацию правил заполнения отдельных граф, в частности:

– установлены единые для трех стран правила при заявлении сведений об иностранных лицах, если они являются отправителями, получателями, декларантами товаров при вывозе и ввозе товаров соответственно;

– уточнен порядок внесения сведений в графы, заполняемые должностными лицами, с учетом применения электронной формы декларирования;

– изложены в новой редакции правила заявления статистической стоимости товаров, упрощенные, с примерами, без особенностей заявления этой величины для одной или двух стран.

В октябре планируется принять еще один пакет изменений в Инструкцию, связанных с применением нового классификатора, в котором присвоены коды всем используемым в государствах — членах ТС местам хранения товаров (склады временного хранения, зоны таможенного контроля, склады уполномоченных экономических операторов и др.). Эти изменения, на наш взгляд, также способствуют упрощению и ускорению автоматической проверки декларации на товары.

Приведу еще несколько примеров.

Решениями Комиссии был определен упрощенный порядок таможенного декларирования припасов.

ТК ТС установлено, что при таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться либо декларация на товары установленной формы, либо транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, если они содержат сведения, определенные решением Комиссии. Такой перечень сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов был утвержден еще в декабре 2012 г. А вопрос установления сведений, подлежащих указанию в декларации на товары, был урегулирован только в июне 2013 г., когда Инструкция о порядке заполнения декларации на товары была дополнена новым разделом, предусматривающим упрощенный порядок заполнения при таможенном декларировании припасов.

В июле этого года было принято решение Комиссии, предусматривающее упрощения при таможенном декларировании порожних автомобильных транспортных средств международной перевозки (ТСМП), зарегистрированных в государствах — членах ТС. Теперь автоперевозчики ТС декларируют порожние ТСМП при их выезде и обратном въезде путем представления в таможенный орган свидетельства о госрегистрации таких ТСМП. Упрощение заключается в том, что перевозчику теперь не потребуется заполнять установленный бланк декларации на транспортное средство и представлять документы, подтверждающие указанные в свидетельстве сведения. Когда мы работали над этим документом, ставилась цель упрощения декларирования ТСМП, сокращения очередей в пунктах пропуска, создания благоприятных условий для перевозчиков наших стран при оказании ими транспортных услуг. Сейчас мы уже планируем разрешить использовать свидетельство о регистрации транспортного средства при таможенном декларировании всех временно вывозимых и ввозимых обратно автомобильных ТСМП, зарегистрированных в государствах — членах ТС, как порожних, так и следующих с товаром.

— Перед созданием Таможенного союза некоторые специалисты указывали на наличие большого количества различий в национальном законодательстве стран ТС, а в ряде случаев — противоречий с нормативной базой ТС. Создает ли это проблемы для бизнеса и таможенных органов, и каким образом устраняются эти различия?

— Наличие большого количества различий в национальном законодательстве государств — членов ТС продолжает оставаться одним из острых вопросов, который постоянно поднимается на различных площадках обсуждения. Во многом это связано с наличием в ТК ТС отсылочных норм на национальное законодательство государств — членов ТС и часто преподносится как основная характеристика несовершенства таможенного законодательства и таможенного регулирования в Таможенном союзе, как барьер, сдерживающий дальнейшую интеграцию государств — членов ТС, развитие предпринимательства и экономический рост стран.

Ряд отсылочных норм, которые содержатся в ТК ТС, носят объективный характер и не могут быть унифицированы по причинам, не связанным с таможенным регулированием.

Однако есть отсылочные нормы, которые влияют на таможенное регулирование в ТС, но не были унифицированы ввиду недостаточного времени переговорного процесса либо в связи с невозможностью выработки единого подхода к решению отдельных вопросов. На момент создания ТС наличие этих отсылочных норм было разумным компромиссом между странами, позволяющим начать работу Таможенного союза в установленный срок, не ломая в каких-то случаях сложившуюся практику. Свою роль в этом вопросе также сыграл «принцип резидентства», который закрепили в переходных положениях ТК ТС.

На пути к Евразийскому экономическому союзу наличие в ТК ТС отсылочных норм на национальное законодательство государств — членов ТС уже воспринимается как препятствие к осуществлению всех «четырех свобод»: движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы — обеспечить которые необходимо при создании Евразийского экономического союза.

Действительно, ТК ТС содержит 339 бланкетных норм, из которых 211 относятся к таможенному законодательству государств — членов ТС, а 128 связаны с другими отраслям законодательства. Например, на налоговое законодательство — 8 отсылок (исчисление налогов, изменение сроков их уплаты), на валютное законодательство — 23 (курс валют, паспорт сделки), административное законодательство — 26 (наличие либо отсутствие фактов привлечения к административной ответственности), гражданское и другие отрасли законодательства — 71 (порядок регистрации юридических лиц и др.).

Так как таможня работает на стыке других отраслей законодательства, бланкетные нормы в ТК ТС, видимо, будут оставаться.

Что касается отсылок, реализованных государствами — членами ТС в своих национальных таможенных актах, то их количество, безусловно, надо сокращать.

Сейчас мы проанализировали все отсылочные нормы, которые есть в ТК ТС, сформировали предварительное заключение о возможности их урегулирования на наднациональном уровне, рассказали о проведенной работе на последнем заседании Консультативного комитета по таможенному регулированию, который состоялся в августе этого года в Минске. По итогам обсуждения была отмечена целесообразность поэтапного обсуждения на последующих заседаниях Консультативного комитета результатов проведенного анализа и предложений по унификации. Кроме того, у таможенных служб мы попросили предоставить информацию о том, как в национальном законодательстве государств — членов ТС сейчас эти отсылочные нормы реализованы. В целом можно сказать, что заинтересованность в дальнейшей унификации таможенного законодательства ТС есть у государственных органов и представителей бизнес-сообщества всех трех стран.

Сейчас кардинально изменился подход к применению таможенного законодательства. На момент разработки ТК ТС еще сложно было предположить, что интеграция Беларуси, Казахстана и России будет двигаться такими темпами. А сейчас трехлетняя работа на единой таможенной территории объективно показала, что наличие национальных особенностей в таможенном законодательстве может снижать эффективность таможенного контроля, являться барьером для хозяйствующих субъектов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Безусловно, при проведении такой унификации придется искать разумные компромиссы между интересами государств — членов ТС и бизнес-сообщества. Однако все понимают, что эти интересы и происходящие в странах процессы сейчас объединены общей целью — углубление экономической интеграции государств — членов ТС на пути к созданию Евразийского экономического союза.

ЕЭК, со своей стороны, готова организовать эту работу и предоставить площадку для совместного обсуждения предложений по совершенствованию таможенного законодательства в формате участия как государственных органов государств — членов ТС, так и представителей бизнес-сообщества трех стран, что мы уже начали делать на заседаниях Консультативного комитета по таможенному регулированию.

— В Беларуси институт добросовестных участников ВЭД со вступлением в Таможенный союз был заменен на уполномоченных экономических операторов (УЭО). Насколько адекватна, на ваш взгляд, эта замена, и как развивается институт УЭО в странах ТС?

— Институт УЭО был введен в правовую систему трех стран Таможенным кодексом ТС. До этого в государствах — членах ТС существовали аналогичные уполномоченному экономическому оператору категории лиц: в Беларуси — добросовестные участники ВЭД, в России — лица, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, в Казахстане — участники ВЭД, отнесенные к категории минимального риска. Однако, в отличие от этих институтов, включение лиц в Реестр УЭО стало предусматривать обеспечительный механизм — внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Для претендующих на получение данного статуса производственных предприятий и экспортеров товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, размер обеспечения эквивалентен 150 тыс. евро, а для остальных субъектов хозяйствования установлен в эквиваленте 1 млн. евро. Безусловно, такое изменение условий предоставления специальных упрощений повлияло на становление нового института в государствах — членах ТС, но сделало подход к его получению более взвешенным и ответственным.

В Беларуси институт добросовестных участников ВЭД был создан в 2003 г. в качестве эксперимента по инициативе Государственного таможенного комитета. В 2004 г. был закреплен соответствующим постановлением ГТК, а в 2008-м в связи с введением дополнительных преимуществ для добросовестных участников ВЭД был установлен указом Президента. Данный институт хорошо себя зарекомендовал, и тот положительный опыт, который был получен в Беларуси, нашел отражение в ТК ТС. На дату вступления в силу кодекса почти 650 добросовестных участников ВЭД в Беларуси автоматически получили статус УЭО Таможенного союза и применяли его в течение полугода, пока действовали переходные положения ТК ТС, позволяющие им продолжать работать без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Когда действие переходного периода завершилось и для продолжения применения статуса УЭО стало необходимо предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, количество УЭО в Беларуси сократилось почти вдвое и, по имеющимся сведениям, их сейчас около 340.

По информации российских коллег, в России ситуация была похожей. Лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами таможенного оформления, было 279, по завершению действия переходного периода их количество более чем вдвое сократилось — до 97.

Основная идея, заложенная в законодательстве как ранее функционировавших лиц, так и УЭО, — выстраивание взаимовыгодных отношений между таможней и бизнесом на основе механизма, предусматривающего предоставление участнику внешнеторговых отношений специальных упрощений в обмен на определенные обязательства перед таможней.

Несмотря на то что статьи ТК ТС, касающиеся УЭО, содержат в себе особенно много отсылочных норм, каждая страна их успешно реализовала, предоставив своим субъектам хозяйствования возможность включиться в Реестр УЭО и применять специальные упрощения, среди которых временное хранение товаров на своих складах и территориях, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, а также совершение таможенных операций непосредственно на складах и других объектах УЭО.

Сейчас можно уже сказать, что этот институт в государствах — членах ТС состоялся. Дальнейшее его совершенствование видится за счет расширения перечня упрощений, предоставляемых УЭО, а также путем создания законодательной основы для предоставления УЭО не только упрощений, связанных с таможенным декларированием и выпуском, но и упрощение проведения в отношении товаров, перемещаемых УЭО, таможенного контроля, делая для них определенные исключения при применении системы управления рисками как к субъектам, имеющим положительную репутацию перед таможенными органами.

— Насколько эффективными, на ваш взгляд, являются сегодня процедуры таможенного контроля в ТС?

— Базовым принципом таможенного контроля в ТС является его выборочность, которая обеспечивается за счет применения системы управления рисками (СУР), обеспечивающей эффективное использование ограниченных ресурсов таможенных органов при сосредоточении на товарах и других объектах с повышенным риском нарушения законодательства.

Таможенным кодексом ТС предусмотрено, что стратегия и тактика применения СУР, включая проведение анализа и оценки рисков, разработку и реализацию мер по управлению рисками, определяются законодательством государств — членов ТС. Комиссия наделена только полномочиями определять область рисков (т.е. отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется повышение эффективности таможенного администрирования), по которым таможенные органы будут обязаны разработать и применять меры по минимизации рисков.

Для обеспечения взаимодействия таможенных органов при проведении таможенного контроля также было заключено Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов ТС. В нем, в частности, предусмотрено, что центральные таможенные органы вправе осуществлять взаимный обмен информацией по применяемым мерам по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля.

Для унификации профилей и индикаторов риска в национальных СУР, которые являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению другим лицам, при Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов ТС создана Рабочая группа по развитию СУР в таможенных органах государств — членов ТС. Комиссия, действуя в рамках своих полномочий, в этом процессе участия не принимает.

Приходится констатировать, что в правоприменительной практике государств — членов ТС сформировался различный подход в уровнях требований, предъявляемых таможенными органами к участникам ВЭД при таможенном администрировании. Однако благодаря законодательному закреплению возможности организовывать и применять СУР на национальном уровне, каждое государство может добиваться той эффективности таможенного контроля, которая необходима с учетом специфики своей страны, работы национальных таможенных органов. Обсуждая этот вопрос на уровне заместителей руководителей государственных органов наших стран, все участники пришли к выводу, что обсуждать вопросы унификации требований при проведении таможенного контроля надо начинать с работы таможенных органов на границе, вынося эти вопросы на профильный Консультативный комитет.

— Как сочетаются правила ТС и механизмы применения международных конвенций в таможенной сфере, участниками которых являются государства — члены ТС?

— Из международных конвенций в таможенной сфере, влияющих на функционирование ТС, в первую очередь следует отметить Конвенцию МДП и Конвенцию о временном ввозе. Эти конвенции предусматривают упрощение при перевозке товаров между государствами-участниками. При этом предусмотрено, что в каждой стране есть национальное гарантийное объединение, которое выступает гарантом уплаты таможенных платежей в случае, если совершены нарушения при перевозке и использовании товаров на территории государства. При отсутствии таможенного контроля на внутренних границах Беларуси, Казахстана и России сразу возникает вопрос о переходе ответственности от одного гарантийного объединения на другое. Конвенциями эти вопросы не регулируются, действующим таможенным законодательством ТС тоже. Пока мы работали каждый на своей национальной таможенной территории, этих проблем не возникало, но в условиях единой таможенной территории государства должны договариваться и о том, как применять те международные конвенции, к которым они присоединились ранее, каждый в отдельности и с разным объемом обязательств.

Для того чтобы обеспечить нормальное применение Конвенции МДП на единой таможенной территории ТС, Комиссией совместно с представителями государств — членов ТС был подготовлен проект Соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.1975 г. на единой таможенной территории ТС, который, в частности, предусматривает нормы, связанные с переходом ответственности от одного национального гарантийного объединения к другому при перевозках товаров по процедуре МДП. Проект неоднократно обсуждался на всех уровнях, вплоть до Совета Комиссии, однако в связи с тем, что между сторонами так и не были достигнуты договоренности по вопросу перехода ответственности между национальным гарантийными объединениями, а также по вопросу возможности осуществления внутренних перевозок при перемещении товаров по Конвенции, вопрос по-прежнему остается открытым.

Мы планируем в ближайшее время провести встречу представителей таможенных и транспортных ведомств сторон, на котором будем обсуждать все проблемные вопросы, связанные с применением Конвенции МДП, в комплексе.

Существует похожая проблема с применением на единой таможенной территории Конвенции о временном ввозе. Например, если товары для демонстрации на выставке ввезены в Беларусь с применением Конвенции, гарантирующая ассоциация республики обязана гарантировать уплату таможенных платежей только на территории РБ. Если следующая выставка будет проходить в России или Казахстане, товары необходимо будет поместить под таможенную процедуру реэкспорта в Беларуси, вывезти с единой таможенной территории ТС, а затем, чтобы воспользоваться упрощенным порядком, предусмотренным Конвенцией, снова ввезти их на единую таможенную территорию ТС через пункты пропуска России или Казахстана, в зависимости от того, где будет проходить следующая выставка. Чтобы урегулировать этот вопрос, по предложению Беларуси Комиссия инициировала работу над проектом Соглашения об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых (перемещенных) через таможенную границу ТС с применением карнета АТА.

Также проблемным на сегодняшний день является то, что государства — члены ТС, являясь договаривающимися сторонами Конвенции о временном ввозе, присоединились к указанной Конвенции по отдельности и в различном объеме обязательств (к различным приложениям Конвенции).

Например, товары, указанные в приложениях к Конвенции, к которым присоединились не все три страны (товары, ввозимые для целей занятий спортом, туристские рекламные материалы, животные), могут ввозиться на единую таможенную территорию с применением предусмотренных Конвенцией упрощений, используя в качестве таможенной декларации карнет АТА, с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования при помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), только через пункты пропуска и на территорию той страны, которая к этому приложению присоединилась, а также при условии обратного вывоза (реэкспорта) товаров также через пункты пропуска этой страны.

Обращаясь к опыту создания Евросоюза, следует отметить, что на момент его создания страны-участницы также имели различный объем обязательств, связанных с применением Конвенции о временном ввозе. Вместе с тем, чтобы обеспечить свободное перемещение товаров, предусмотренных Конвенцией о временном ввозе, по территории ЕС, было принято решение о присоединении всех стран ЕС к этой Конвенции в полном объеме.

Думаю, нам придется проделать такую же работу, для чего государствам — членам Таможенного союза предложено оценить целесообразность принятия обязательств по максимальному количеству приложений к Конвенции.

Источник: ПРОВЭД