09.12.2013
Описание

Автоперевозчики, участвующие в таможенном эксперименте упрощенного перемещения товаров автотранспортом по процедуре таможенного транзита, могут лишиться всех преференций из-за проблем с антимонопольным законодательством. ФАС России считает, что проводимый эксперимент не соответствует ни положениям Таможенного Кодекса Таможенного союза, ни, как минимум, двум федеральным законам...

Поиск российской таможней механизмов обеспечения таможенного транзита, способных заменить существующий по книжкам МДП, идет сразу по нескольким направлениям. Хотя, многие участники ВЭД склонны видеть только одно направление – создание системы, напрямую или опосредованно аффилированной с самой ФТС. Это тем более становится актуально, что финансовый донор и прибежище многих уволенных таможенников – РОСТЭК – с момента вступления в силу недавнего закона, подписанного президентом Владимиром Путиным, больше не сможет заниматься околотаможенным бизнесом...

Хотя, как известно, запасные аэродромы за то время, что лобби ФТС противостояло принятию этого закона, уже готовы, капиталы перетекли, кадры есть… Проанализировав складывающуюся ситуацию, в таможне, видимо, поняли, что единственной помехой на пути успешного функционирования вновь созданных структур и зарабатывания ими денег является много лет успешно работавшая система гарантий по книжкам МДП, вернее, российский гарант – АСМАП, не входящий в орбиту «своих» для ФТС. Тем более, что, по глубокому убеждению Андрея Бельянинова, которое он высказал 28 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге, «…АСМАП никаких решений своих по возмещению ущерба не принимает. Все решения по движению денежных средств принимаются в Женеве в штаб-квартире МСАТ…Они являются просто филиалом IRU, который только осуществляет функции, связанные с так называемыми дозволами, квотированием и т. д.» То есть, все решает не АСМАП, а «господин Умберто де Претто»...

«Своими» для ФТС оказались «Страховая компания «Арсенал», ООО «Мультисервисная платежная система», Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов, некоммерческое партнерство «Содействие развитию внешнеэкономической деятельности», ООО «Таможенная карта», ООО «АДАЛ» и, конечно же, ФГУП «РОСТЭК». Именно с ними ФТС заключила договоры поручительства по таможенному транзиту и делегировала обязанности получения таможенных платежей, для них, вероятно, и чистилась поляна…

Вот с понимания и осознания данных фактов в ФТС, собственно, и начались беды АСМАП. Пересказывать всю полугодовую эпопею подковерной, а местами и не очень кабинетной борьбы, смысла нет, «ПРОВЭД» на эту тему написал уже десятки информационных и аналитических материалов. Напомним основное – ФТС считает, что с «монополией» АСМАП на рынке международных автоперевозок нужно заканчивать, долги, насчитанные ФТС за последние несколько лет в размере (с пенями) 20,8 млрд. рублей АСМАПом не оплачены, а Минфин не желает их списать в силу безнадежности получения, но законных оснований их взимания не имеется – суды сказали своё слово… Кроме того, таможня считает, что увеличивается количество недоставок товара…. Как сказал глава ФТС Андрей Бельянинов: «Нам нужны покрытые финансовые гарантии, чтобы была возможность в безакцептном порядке списывать деньги в пользу бюджета в случае возникновения каких-то проблемных вопросов, связанных с недоставкой. И признание долгов…». То есть, получается, если нет законных инструментов взимания долгов, нужно заставить их признать и заплатить?

АСМАП все обвинения отбила и, нужно отметить, доводы ФТС выглядят беспомощными. Но что толку от выигранной информационной войны, когда таможня пользуется административным инструментарием по своему усмотрению? В конце концов, таможню остановили на последнем рубеже обороны, но АСМАП «потеряла» всю территорию России, кроме трех таможен, где еще возможно проникновение автоперевозчиков по книжкам МДП - Выборгской, Карельской и Мурманской Северо-Западного таможенного управления… И, как бонус, - срок расторжения «Соглашения об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975)», заключенного 7 июня 2004 года между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России) и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) был перенесен на 1 июля 2014 года…

В общем, все выглядит достаточно пристойно, ведь выбор у автоперевозчиков есть. Они могут предоставить иные гарантии, кроме книжек МДП, в полном соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза, предусмотренными пунктом 1 статьи 217 ТК ТС денежными средствами, либо банковской гарантией, либо поручительством, либо залогом имущества.... Что касается дальнейших поисков альтернативных путей развития систем таможенного транзита в России, то ФТС анонсировала, что дальнейшее развитие отношений с национальными гарантийными объединениями будет выстраиваться на основании открытых конкурсных процедур. Кроме того, ФТС России совместно с рядом российских ведомств, партнерами из Республики Беларусь и Республики Казахстан проводит работу по созданию Евразийской системы обеспечения таможенного транзита. И последнее ноу-хау в этом направлении от ФТС России - 1 ноября 2013 года она начала проведение эксперимента по упрощенному перемещению товаров автомобильным транспортом по таможенной процедуре таможенного транзита. Эксперимента, которого, по сути, не могло, и не должно было быть…

Так, российские транспортные компании при соблюдении определенных условий могут быть совсем освобождены от применения мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. За полтора месяца, прошедших с начала эксперимента, ФТС отобрала по своим критериям, как сообщил журналистам Андрей Бельянинов, «507 компаний российских перевозчиков, которые являются добросовестными, которые в принципе никоим образом не должны нести расходы по гарантиям, связанным с оплатой». Момент исключительно положительный. Подобные упрощения и снижение издержек автоперевозчиков можно только приветствовать…

Однако, есть в этой бочке мёда, как оказалось, небольшая ложечка дёгтя. По сведениям нашего издания, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), направила в адрес руководителя ФТС Андрея Бельянинова письмо, в котором уведомляет главного таможенника страны, что само проведение подобного эксперимента не соответствует нормам действующего законодательства Таможенного союза и Российской Федерации. Ведь таможенное ведомство своим документом фактически разрешило не исполнять нормы Таможенного Кодекса Таможенного союза отдельным участникам ВЭД, что в полномочия ФТС, возможно, к сожалению ее руководителя, не входит...

Мало того, по мнению антимонопольного ведомства, противоречия с антимонопольным законодательством у таможни возникли еще и в части критериев отбора участников эксперимента. Если внимательно ознакомиться с этим перечнем условий отбора «счастливчиков», станет вполне понятно, что исполнение всех требований ФТС приведет к ограничению конкуренции, созданию дискриминационных условий в отношении российских транспортных компаний с иностранными инвестициями. Таможня допускает к участию в эксперименте только транспортные компании – российские юридические лица с местом нахождения в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, учредители данной транспортной компании, а также лица, аффилированные к данной транспортной компании должны быть юридическими лицами с местом нахождения в Российской Федерации, или физическими лицами – гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в Российской Федерации. А это, воля ваша, уже ни с федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», ни с не менее федеральным законом «О защите конкуренции» не согласуется.

В первом из них говорится о том, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам…

Второй же недвусмысленно запрещает федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, ограничения прав хозяйствующих субъектов, а также создание дискриминационных условий.

То есть, запрещают как раз именно то, чем занимается сейчас при проведении своего эксперимента Федеральная таможенная служба…

Источник: ПРОВЭД