16.12.2013
Описание

Вот так, почти незаметно и 2013 год подходит к концу. Обычный такой год, не самый сложный и не самый простой. Год, как год. И если бы не ситуация с АСМАП, то можно было бы сказать, что неплохой год. Но ФТС традицию нарушать не стала, умудрившись и в 2013 году ввязаться в скандал, практически на ровном месте. Причем, как в ситуации со складами (СВХ) и платежными системами, действия ФТС вроде бы и не предполагали какого-либо влияния на жизнь импортеров и экспортеров, а по задумке, даже должны были улучшить их жизнь, сделать её более счастливой и веселой. Не получилось. Сейчас таможню не «пинает» только ленивый. Хорошо это, наверное. Хорошо потому, что так бизнес пытается минимизировать административные барьеры, коррупцию. Плохо ли это, что все «пинают»? Наверное, плохо, потому, что в некоторых вопросах это уже не критика таможни, и даже не критиканство, а уже, скорее спорт, кто сильнее и больше «пнет» таможню….

Вроде бы и хвалить таможню не принято, да и повода хвалить таможня старается не давать, но все ли так плохо, во всем ли виновата таможня и самое главное, что делается, чтобы было по-другому? По-другому для экспортеров и импортеров - основных организаторов цепи международной поставки, базовых владельцев бизнес-процессов международной торговли.

Нынешняя ситуация с процессом совершенствования таможенного администрирования вызывает устойчивое дежавю в стиле 90-х годов, когда психологически граждане жили еще в СССР, а фактически зарождался капитализм и каждый строил это новое понимание зарождающего капитализма по-своему, в меру своих знаний и убеждений. Так в ту пору бытовал такой анекдот: Встречают гопники студента и, как было принято в те времена среди гопников, настойчиво и тщательно ищут повод для агрессии. Когда все варианты поиска оказались исчерпанными, причем безрезультатно, главарь гопников говорит студенту: "Драться все равно придется". На что студент, вполне резонно, акцентирует внимание на несправедливость положения дел: "Как же мы будем драться, вас, вон пятеро, а я один". Главарь, не сталкивающийся доселе с безвыходными ситуациями, предлагает, на его взгляд, альтернативный и верный вариант, с единственной целью драку все же провести: "Ладно, вот эти двое за тебя, а эти двое за меня, но драться все равно придется". Студент в виду своего физико-математического образования, считает предложенный вариант не совсем удачным и пытается его опротестовать: "Ну, как же мы будем драться, если я ни этих, ни других не знаю. Да и за что мне с ними драться?" Главарь, оценив в этой ситуации аргумент студента как обоснованный, и видимо уставший от бесперспективной, на его взгляд, полемики, предлагает окончательное и безапелляционное решение: "Так, всё. Надоел. Иди отсюда. Без тебя разберемся. А драться, пацаны, все же придется".

Вот и сейчас активное совершенствование таможенного администрирования, точнее, разработка мероприятий его по совершенствованию, в основном, ведется без ФТС. То есть, совершенствование таможенного администрирования без таможни….. Не надо быть большим экспертом, чтобы максимально точно спрогнозировать возможные результаты такого реформирования.

В какой-то степени, ФТС причастна к такому положению дел, тут уж слов из песни не выкинуть (Концепция переноса таможенного оформления и контроля, РОСТЭК, сейчас ситуация с МДП), да и совсем еще недавно ФТС предпочитала не посещать мероприятия бизнес-объединений. Но ведь пережили Концепцию, РОСТЭК сам пришел к логическом запрету, и с МДП рано или поздно вопрос разрешится. Жизнь идет, грузы едут, товарооборот осуществляется, жить и работать надо сегодня, делая правильные выводы из прошлого и обоснованные прогнозы на будущее….

А пули летят, пули...

Дорожная карта "Совершенствование таможенного администрирования" еще как-то существует, в основном, благодаря неуемной энергии и целеустремленности руководителя рабочей группы Виталия Сурвилло. Да и пока карту курировал Андрей Белоусов, процесс шел на зависть другим картам споро, хоть и не все решалось, далеко не все принимала ФТС, но общались и вырабатывали приемлемые для таможни и бизнеса мероприятия и формулировки. Ну, а потом… А потом многое поменялось. ДК раза три уже основательно перекроили, да так тщательно сглаживали углы, что теперь дорожная карта напоминает не карту, а дорожный глобус (с какой точки не начни движение - в нее же вернешься). Все мероприятия ДК свелись к таможне, в основном к мероприятиям выгодным и интересным таможне, а ведь ДК разрабатывалась по улучшению ведения бизнеса в разделе "Международная торговля", исходя из методики Doing Business. А вот тут проблемы для бизнеса, участвующего в международной торговле, не только от таможни и барьеры далеко не только таможенные. И если быть объективным, то в ДК таможня сделала уже больше всех других ФОИВов и практически реализовала весь свой ресурс улучшений.

Но почему-то никто не ставит вопросы перед Минтрансом, который еще в сентябре 2012 года должен был предложить план по портам в части перемещения грузов. Этого плана нет до сих пор и Минтранс даже не обещает, когда он будет. А если говорить про морские перевозки, то на прохождение контейнера через порт уходит больше времени, чем на доставку контейнера в порт, а на таможенные операции уходит значительно меньше времени, чем на портовые и транспортные. (Пример….Большой порт Санкт-Петербург: доставка из Гамбурга 3 дня, прохождение через порт - не меньше 7 дней, из которых в среднем 2 дня на таможенные операции. Порт Владивосток: доставка из Шанхая - 4 дня, прохождение через порт - около 10 дней, из которых в среднем 2 дня на таможенные операции, а потом еще время на ожидание ж/д платформ - около 7 дней, а потом еще доставка до Москвы… Всё это - и время и деньги). Но Минтрансу вопросы по перевалке в портах грузов и контейнеров стараются не задавать. РЖД так же стеснительно обходят стороной по вопросам тарифов и времени подачи вагонов и платформ. «Обходят» вопросами и Минфин, который еще весной обещал, что к осени будет не менее трех «рейсов» по перечислению платежей в день, а до сих пор как было одно уведомление в день, так и осталось. И никто не стремится совершенствовать процессы, администрируемые Минфином. Росграница - полосы, весы, инфраструктура и т.п., все как было три года назад, так оно и есть. Минкомсвязи - где СМЭВ, где Единые окна? А еще в 2008 году перед связистами эта задача ставилась и, более того, в 2010 году уже обещалось порадовать участников процесса СМЭВом. Видимо, не срослось, до сих пор идет болезненный вопрос согласования форматов и технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ), и за это тоже, как и за СМЭВ, в целом, отвечает правительство. А еще есть Минсельхоз (с ветеринарией и карантином растений), а еще есть Центробанк с Минфином, которые в борьбе с офшорами совсем не упрощают жизнь импортерам по прямым европейским и американским контрактам, а скорее, наоборот. Это - дорожная карта АСИ.

Еще есть четыре общественные организации (ТПП, РСПП, Деловая Россия и Опора России), с которыми постановлением правительства предписано всем ФОИВам, как бы согласовывать предполагаемые изменения и нововведения, и как показывает жизнь, все ФОИВы, как бы согласовывают все изменения и нововведения.

Есть еще Координационный совет при Комитете ГД по транспорту, который тоже активно занимается разработкой мероприятий по реформированию таможенного администрирования, правда, полностью без участия таможни. Наверное, хорошо, что депутаты занимаются вопросами улучшения инвестиционного климата, даже какие-то мониторинги чего-то там организовывают. Правда, на фоне такой активной реформаторской деятельности возникает непонимание, почему целый год выясняли депутаты ситуацию по РОСТЭКу, почему годами зависают в Думе поправки и законы (имеющие отношение к международной торговле и ВЭД). Да как можно что-то пробовать изменить без участия таможни, того органа, работу которого и пытаются улучшить и совершенствовать?

Есть еще и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая тоже занимается вопросами улучшения таможенного администрирования. И тоже с привлечением общественных объединений, и тоже с разработкой поправок и мониторингом.

А еще на местах, в регионах, есть различные инициативные группы, которые разрабатывают свои, особые пути реформирования таможенного администрирования, причем с позиции фактических проблем, с которыми сталкиваются ежедневно на практике.

А как же экспортеры и импортеры, их судьба и свобода ведения ими бизнеса вообще кого-нибудь волнует? Кое - что упростилось и улучшилось для таможенных представителей - это хорошо. Со скрипом, но набирает обороты институт уполномоченного экономического оператора, что тоже хорошо. За судьбу АСМАП переживают законодатели, и это тоже хорошо. И далее по списку, пусть спорных, но тоже много есть разных «хорошо»… Однако, все эти «хорошо» как-то мимо импортера и экспортера. Справедливо ли такое совершенствование таможенного администрирования?

И вся, или почти вся работа по совершенствованию таможенного администрирования происходит без участия таможни. Как со студентом: "Ты, давай иди отсюда, мы тут без тебя разберемся. А драться все же придется."

Не думаю, что ФТС нуждается в чьей-то защите или поддержке: не малые дети, сами могут за себя постоять. Но, может быть, стоит всем участникам процесса совершенствования как-то скоординировать свои планы и цели, как-то организоваться в одно направление, в которое и вовлечь ФТС, любыми способами. Законными способами….

Тогда можно говорить об ожидаемых результатах. А пока этого нет, все попытки "совершенствования таможенного администрирования" превращаются в спорт, в забаву под названием "пни таможню". Наверное, стоит иногда "пнуть" таможню, но по делу и для дела, а просто так, как-то неинтересно. Не стоит подменять понятия и процессы. Предписано ФТС осуществлять таможенное администрирование, вот так пусть ФТС этим администрированием и занимается. Может законодатель что-то новое предложить, подкорректировать таможенное законодательство - отлично, предлагай, меняй, вноси, но не стоит при этом заниматься таможенным администрированием. Может бизнес указать барьеры, узкие места, коррупционные схемы – отлично! - показывай, указывай, предлагай законодателю, предлагай ФТС, вводи общественный контроль, но не дело бизнеса участвовать в организации таможенного администрирования.

Сегодня очевидно, что отношения ФТС и существующих центров совершенствования таможенного администрирования далеки от конструктива, но и загонять ФТС все дальше в угол, тоже очень чревато….

Источник: ПРОВЭД