30.10.2013
Описание

В Центральном выставочном комплексе «ЭКСПОЦЕНТР» на Красной Пресне открылась XIV ежегодная Международная выставка «Таможенная служба - 2013». В этом году она проходит под лозунгом "Навстречу Сочи-2014". Надо отдать должное: Федеральная Таможенная Служба России подготовилась к проведению крупного международного форума, который призван показать миру достижения новой России. Шутка ли, в церемонии открытия выставки кроме самого руководителя ФТС России Андрея Бельянинова принял участие и первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов. Участники выставки оценили уровень…

«Андрей должен закончить работу»

Разумеется, приглашенные на церемонию журналисты не могли не задать высокопоставленным чиновникам вопросы о реализации громких таможенных инициатив последних месяцев, в том числе о ситуации с реализацией обеспечения уплаты таможенных платежей в бюджет Российской Федерации.

В тот же день новостные агентства распространили информацию со ссылкой на Игоря Шувалова: «Мы инициируем собственную договоренность между Россией, Белоруссией и Казахстаном — мы будем действовать по аналогии с такими же правилами, которые существуют в ЕС. До того, как эти правила будут разработаны и приняты для перевозчиков грузов, которые направляются в Белоруссию и Казахстан, книжки МДП будут применяться. Как будут применяться — вот задача для российской Таможенной службы, и Андрей [Бельянинов, руководитель ФТС - прим. автора] должен эту работу закончить», — сообщил вице-премьер.

Первый заместитель главы российского правительства считает претензии Федеральной таможенной службы (ФТС) к системе TIR совершенно правомерными. «Таможенная служба России имеет свои претензии к использованию книжек МДП, в том числе, поскольку нет полного гарантийного покрытия и есть несколько случаев, по которым серьезно нужно разбираться», — отметил Шувалов. По его мнению, по указанным случаям таможня должна получить возмещение. «А что касается книжек МДП и наших полномочий в рамках международной конвенции, мы, конечно, должны придерживаться наших международных правил и обязательств. И это будем делать», — подчеркнул он.

На самом деле журналисты обратили внимание двух влиятельных руководителей к теме, которая стала серьезным поводом для комментариев в российской и зарубежной прессе. Понятно, что первый вице-премьер вовсе не обязан знать тонкости международного транспортного и таможенного законодательств, он доверяет специалистам, руководящим ФТС. Но уж кто-кто, а они, и в первую очередь Андрей Бельянинов, обязаны знать, что, вообще-то, внутри границ ЕС неподакцизные товары и так возят без какого-либо таможенного контроля, тем более, без книжек МДП (международных правил перевозок). А въехать в Евросоюз перевозчики могут по книжкам МДП или другим разрешениям в соответствии с процедурой Европейского таможенного транзита– но без каких-либо дополнительных гарантий перед европейскими таможенными органами. Внутри Таможенного Союза товары, выпущенные в свободное обращение, тоже перевозятся без гарантий и таможенного контроля. Так что же имел в виду Игорь Шувалов, говоря о неких правилах Евросоюза, которые инициирует ФТС для ТС? Вопрос повис в воздухе.

Дальше … барабанная дробь

Другой важный аспект - как в России сегодня исполняется Таможенная Конвенция ООН о международной перевозке грузов 1975 года, о выполнении которой также заявил Игорь Шувалов. Напомним, что в соответствии с этой Конвенцией Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выдает в нашей стране перевозчикам книжки МДП, которые гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют перевозить грузы в опечатанных транспортных средствах, избегая лишних проверок на границах, простоев, а также, сокращая время доставки и удешевляя транспортную составляющую в цене перевозимого товара. Как известно, 14 октября 2013 года Высший арбитражный суд Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и ООО «А.Б.Сервис» о признании недействующими ряда писем ФТС, удовлетворил иск и признал недействующим знаменитое письмо ФТС от 04.07.2013 № 01-11/28474 (напомним, именно этим письмом таможня фактически отменила действие книжек МДП на территории Российской Федерации). ФТС данное письмо в тот же день отозвала и дальше последовала …барабанная дробь!

Служба незамедлительно выпустила новое письмо № 01-11/45617 за подписью А.Ю.Бельянинова, которым фактически устанавливаются те же требования обеспечения таможенного транзита при перевозках по книжкам МДП, что и в отмененном по решению суда письме. Более того, 18.10.2013 своим письмом №01-11/46696 ФТС отменила предыдущее письмо и распространила эти требования не только на зоны действия таможенных органов, подчиненных Сибирскому, Дальневосточному, Уральскому, Приволжскому таможенных управлений, но и добавила Северо-Кавказское Таможенное управление.

Возникает закономерный вопрос: если Высший арбитражный суд признает недействующим письмо ФТС по его сути, то, как же можно выпускать письмо аналогичного содержания, но с другим номером и датой? Это что – простое игнорирование решения Высшего арбитражного суда, или утонченное издевательство над всей судебной системой России, которая позволяет себе выносить решения не в пользу ФТС?

Быть гарантом не достоин?

На открытии выставки «Таможенная служба - 2013» и далее на пресс-конференции руководитель ФТС заявил о том, что в ближайшие дни служба перестанет требовать гарантийное покрытие при транзите с примерно 1,5 тысяч российских перевозчиков. «Мы планируем, что выделим большую группу, почти всех российских перевозчиков, и сделаем то, что приблизительно мы назвали, когда давали статус экономического оператора, - рассказал глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. «Мы рассчитываем в ближайшие дни предоставить им такой режим, в соответствии с которым гарантийное покрытие не нужно будет вообще». Отметим, что наверняка среди этих полутора тысяч перевозчиков 99,9% являются членами АСМАП. На днях, 16 октября, в Санкт-Петербурге прошло Чрезвычайное Собрание международных автомобильных перевозчиков, приехавших из всех регионов России от Калининграда до Владивостока. Генеральный директор АСМАП Андрей Куршин там напомнил, что именно усилия АСМАП ранее позволили прекратить массовые нарушения таможенного законодательства, происходившие в начале 2000-х годов при попустительстве таможенных органов России. В результате мер по допуску к процедуре МДП, применению строгих требований к добропорядочности перевозчиков удалось добиться лучшего результата по работе с книжками МДП среди всех 68 национальных ассоциаций в системе МДП (нарушения стали единичными и составляют менее 0,002 % от всех операций по книжкам МДП). Очередной неприятный вопрос: если перевозчики – члены АСМАП, не вызывают у ФТС сомнений в своей добропорядочности, то почему сам АСМАП, самая эффективная автотранспортная ассоциация, недостойна, по мнению руководителей ФТС, быть гарантом системы МДП в России?

Что хранит «Арсеналъ»?

ФТС рекомендует автоперевозчикам в качестве поручителя ООО «Страховая компания «Арсеналъ» (ИНН 7705512995). «…Поручительство можно получить у организации, с которой ФТС России заключен договор поручительства по обязательствам нескольких лиц. В настоящее время таких договоров заключено несколько, в том числе договоры поручительства с ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ»… При этом такие организации обеспечили свои обязательства по договору поручительства посредством представления в ФТС России банковских гарантий, вследствие чего могут выдавать поручительства в пределах сумм предоставленных банковских гарантий».

Однако на сайте СК «Арсеналъ» о поручительствах нет ни слова: «СК «АРСЕНАЛЪ» предоставляет услугу страхования ответственности за уплату таможенных платежей при помещении товара под таможенную процедуру транзита. Стоимость страховой услуги со страховой суммы до 3 млн. рублей находится в диапазоне от 1500 рублей в зависимости от группы рисков товаров и продолжительности перевозки». Более того – «Арсеналъ» регулярно отчитывается об успехах в заключении договоров страхования для обеспечения таможенного транзита. Эти же услуги продвигает одна из «дочек» ФГУП «РОСТЭК». Вот что заявлено на их сайте: «Общество с ограниченной ответсвенностью (так на сайте!) «РОСТЭК-Гарант» исполняет обязанности по организации работ, связанных с заключением договоров возмездных услуг поручительства ФГУП «РОСТЭК» и договоров страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов за уплату таможенных платежей при таможенном транзите ООО "Страховая компания "АРСЕНАЛЪ".» Вопросы: почему Арсеналъ» на своем сайте не разместил условия выдачи поручительства? Или это секрет? Не происходит ли в этом случае очередная подмена закона? Ведь, как мы знаем, в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза страхование не входит в перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей. Еще вопросы: а как же личное обещание Андрея Бельянинова о том, что стоимость поручительства будет выгоднее книжки МДП - не дороже 1,5 тысяч рублей? Он забыл или умышленно утаил, что к этой сумме добавляется стоимость брокерских услуг дочерних компаний РОСТЭКа (от 6000 рублей) плюс возможные расходы на таможенное сопровождение (на усмотрение сотрудника таможни)?

И еще о РОСТЭК и его связи с «Арсеналом». Процитируем сентябрьское выступление помощника Президента РФ Андрея Белоусова. «Ростэк» существует до сих пор, хотя было прямое поручение Президента отделить его от таможни. Так он у нас с вами и здравствует, хотя руководство Федеральной таможенной службы говорит, что больше они не знают такой организации. А он до сих пор жив, курилка. Мы не добились того, чтобы он занял подобающее место на рынке, а не как придаток ФТС», - приводит «РИА Новости» слова Андрея Белоусова. И еще одна цитата, на этот раз с сайта http://провэд.рф/index.php?option=com_k2&view=item&id=6271:koloss&Itemid=460 «Есть другое наблюдение: уволившийся осенью прошлого года генеральный директор ФГУП А.Г. Повстяный ушел не просто из-за коррупционного скандала, связанного с его советником А.Романовым, а с определенной целью. С целью создания параллельной, подконтрольной структуры. Так, интересы экс-директора были обнаружены нами не только в ставшей очень известной в последнее время страховой компании «Арсеналъ», но и, прежде всего, в секторе складских услуг… Вообще же, весьма приличная доля реестра СВХ ассоциируется с компаниями Ростэка, как входящих официально в систему ФГУП, так и связанных с нею неформальными узами. Надо ли говорить, что все компании чувствуют себя достаточно уверено, осуществляя деятельность в области таможенного дела, и в первую очередь, благодаря поддержке нынешнего руководства ФТС. В совокупности география частных интересов лиц, аффилированных в прошлом и настоящем с Ростэком такова, что не дает усомниться в правдоподобности такой версии». Справка: ООО «Страховая компания «Арсеналъ» занимает 125 место по сборам страховой премии за 1-е полугодие 2013 г. (373 млн рублей), а по выплатам, с 9 млн. рублей - аж … 253 место! Чем же ФТС не устраивают лидеры страхового рынка России, которые обеспечивают высокую надежность покрытия крупных рисков? Для сравнения: активы «Арсенала» на конец 2012 года составляют чуть больше 1 миллиарда рублей., тогда как у «Альфа-страхования» они превышают 38 млрд, у РЕСО-Гарантии – 67 млрд, Ингосстраха - 88 млрд, «СОГАЗа» - 108,6 млрд, а Росгосстраха - 114 млрд. рублей. И размеры собранных страховых премий у лидеров и «Арсенала» несопоставимы – разнятся в сотни раз. Так почему все-таки ФТС в качестве основного партнера выбрала ООО СК «Арсеналъ»? А может, залогом столь яркого успеха является хорошее знакомство генерального директора «Арсенала» А.П.Сандимирова и А.Г.Повстяного? Они оба, к примеру, входят в наблюдательный совет «Нефтепромбанка»…

Паралич на границах

ФТС демонстрирует железное упорство в желании получить 20 млрд рублей с АСМАП, хотя документы, представленные АСМАП и МСАТ (Международным союзом автомобильного транспорта) свидетельствуют о том, что именно за АСМАП данной задолженности нет и быть не может. Это подтверждено представителем ФТС России в Женеве на заседании высшего органа Конвенции МДП – Административного комитета МДП, где было официально заявлено об отсутствии задолженности непосредственно Ассоциации перед бюджетом РФ. Это упорство неминуемо приведет к тому, что с 1 декабря книжки МДП приниматься таможнями не будут. Напомним, что декабрь — самый оживленный для международных автоперевозок месяц, и на границах, в первую очередь с Финляндией и странами Балтии, и без проблем с МДП вырастают очереди. Поручительства страховой компании «Арсеналъ» и некого ООО «Адал» не могут заменить систему МДП в принципе. Простой арифметический подсчет показывает, что все поручительства «Арсенала» будут исчерпаны в … 2 (два) рабочих дня!!! И все! На границах наступит паралич (коллапс, крах, кризис – выбирайте любой термин). Пострадают грузовладельцы, розничные сети, наконец, потребители, дети которых не получат новогодних апельсинов. Можно сколько угодно критиковать систему МДП, однако она работает 30 лет и доказала свою состоятельность. Альтернативы ей сегодня нет. Еще один закономерный вопрос: почему ФТС отменяет действующий механизм, толком не разработав новый, не доказав его преимущества, да еще «де факто» в нарушение процедуры выхода из международной конвенции? Почему перевозчику не дают возможности выбора?

Что скажет Бельянинов Путину в олимпийском Сочи?

И, наконец, о вопросе, вынесенном в заголовок статьи. До сочинской Олимпиады остается чуть больше 3-х месяцев. Немалая часть грузов будет доставляться в это время именно автомобильным транспортом, причем отдельные категории товаров будут доставляться на площадки Игр, как говориться, «с колес» - из-за их специфики. Отмена книжек МДП приведет не просто к появлению заторов на границах - многократно возрастает риск того, что задержатся товары, предназначенные именно для Олимпийских игр! Ведь карнеты АТА, действующие для режима временного ввоза для выставок и прочих мероприятий (под гарантии Торгово-промышленной палаты РФ), широко обсуждаемые на таможенных круглых столах, покроют далеко не все категории товаров. В ходе уже упомянутого Чрезвычайного Собрания членов АСМАП приводились факты задержек таможнями транспортных средств на срок до 11 дней даже при наличии гарантий. И неудивительно – например, Псковская таможня еще в августе предупреждала о том, что: «Количество стояночных мест в пунктах пропуска ограничено, в связи с чем транспортные компании, не имеющие договора на обслуживание с Ростэк-Транзит обслуживаться ввиду отсутствия времени не будут».

И тут уж неизбежен последний вопрос: что скажет Андрей Бельянинов руководителям страны, если груз, который должны были доставить к открытию Олимпиады, едва поспеет к закрытию? Ведь речь идет о репутации России. Нашей с вами страны, в которой, увы, некоторые представители власти вольно обращаются и с национальным законодательством, и с международными правовыми актами.

Источник: Агентство национальных новостей